– В дорожную организацию пришел в 1991 году, – рассказывает Владимир Владимирович. – Только женился и переехал в Крупки, а значит, работу нужно было подыскать такую, чтобы обеспечивать молодую семью. И в ДРСУ № 164 меня приняли. Сразу – слесарем, а через полгода предложили пройти обучение на машиниста асфальтоукладчика. С тех пор у руля… А вернее за пультом тяжелой дорожно-строительной техники, предназначенной для укладки асфальта на дорогах, тротуарах и других покрытиях. Практически все дороги, дворовые территории Крупского района и населенных пунктов, которые одеты в асфальтобетон за эти годы, – моя работа. Также «мои участки» есть в Минске, Жодино, Борисове и других городах. И в строительстве индустриального парка «Великий камень» наша бригада была задействована...
Чувствуется, что Владимир Кремень любит свою работу. Говорит, что быть за пультом асфальтоукладчика – это не просто управление техникой. Это искусство создания гладких и прочных дорожных покрытий.
В процессе беседы с машинистом-дорожником мы убедились, что технологически асфальтоукладчик, конечно, сложный агрегат. Много электроники. Он буквально напичкан различными датчиками. Датчик контроля подачи материала, датчик уклона, определяющий угол наклона плиты к горизонту, бесконтактные датчики высоты, регулирующие толщину укладываемого слоя. Вместе они формируют так называемую систему автоматической нивелировки. Задача машиниста – выполнить подачу смеси, распределив ее на ширину укладки.
Вот как это происходит, со слов нашего собеседника:
– Смесь загружается грузовым автомобилем в бункер асфальтоукладчика со стороны передней части. Затем шпателями подается в заднюю часть за гусеничный ход – распределяется шнеком на ширину укладки, профилируется, выравнивается и уплотняется выглаживающей плитой. Окончательно уплотнение дорожной одежды (так образно на профессиональном языке называется дорожное полотно, – прим. авт.), осуществляют катки. Едешь и смотришь – впереди асфальт поизношен изрядно, а иногда его и вовсе нет, а сзади за тобой мечта любого автолюбителя – новое ровное полотно.
И к слову, со стороны асфальтоукладчик похож на огромного зверя. У него есть пасть, в которую загружается «пища» – асфальтобетонная смесь. Без проблем за пять минут проглатывает 20-тонный грузовик. Не надолго. Метров на 10-50, в зависимости от слоя укладки. Проглот, да и только! Но очень важный и нужный. Асфальтоукладчик дорожники считают одним из ключевых агрегатов в дорожном строительстве.
– Я горжусь тем, что в свое время выбрал работу дорожника, – подчеркивает Владимир Кремень. – Да, на мостике порой горячо и запах горячего асфальтобетона весьма специфический. Но ты работаешь в команде, и результат твоей работы виден сразу. Это стимулирует как нельзя лучше. А когда позже еще и сам едешь по обновленному тобою участку дороги – особое удовольствие!