Праздник Вознесения Господня всегда отмечается на 40-й день после Пасхи. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории. Под небом подразумевается Невидимый нам мир Бога и Ангелов. После Вознесения видимое земное присутствие Спасителя прекратилось, Он незримо пребывает с нами.
Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк.24:50-51) и Деяниях святых апостолов (Деян.1:9-11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк.16:19).
По изложенным в Евангелии событиям после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (Ин.16:7). Он по истечении 40 дней повелел апостолов не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк.24:49; Деян.1:4). И вот Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян.1:12), и, подняв руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься ввысь. В Деяниях апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк.24:52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (Деян.2:1-4). Святой Дух - третья Ипостась Пресвятой Троицы, Он укрепляет всех, призывающих Его на добрые дела и мысли, подаёт разум на совершение добрых дел.
Господь Иисус Христос вознесся на небо на глазах Пресвятой Богородицы и апостолов с Елеонской (Масличной) горы. Это самая большая вершина возле Иерусалима (в настоящее она время находится в пригороде). В конце XIX века при раскопках здесь были найдены мозаичные полы византийских церквей VI–VII вв.
Празднование Вознесения Господня было установлено еще во времена апостольские. О том, что в сороковой день после Пасхи совершается празднование Вознесения, пишет святитель Григорий Нисский (IV век). Говорил об этом в своих проповедях и святитель Иоанн Златоуст (IV век). Паломница Этерия, посетившая Палестину в IV веке, сообщала, что на праздник Вознесения христиане Иерусалима собираются на горе Елеон — в том месте (называемом Имвомон), с которого Господь вознесся на небо, и там совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем.
На месте Вознесения равноапостольная царица Елена поставила круглый храм без купола – молящиеся могли созерцать небо, как бы духовно присутствуя при Вознесении Господнем. Храм был разрушен персами в 614 году. Теперь это место огорожено двухметровой каменной стеной, возведенной из развалин древнего храма. Посреди двора стоит восьмиугольное здание часовни Вознесения. Внутри нет ни икон, ни лампад; лишь камень, на котором отпечаталась стопа Господа, окруженный мраморной рамкой, помещается в центре молельни. След другой стопы перенесен и хранится в мечети аль-Акса в Иерусалиме. Часовня принадлежит мусульманам, которые берут плату за вход и позволяют православным совершать здесь богослужения на переносных алтарях в праздник Вознесения Господня.
Сусанна Смирнова.