В день празднования 9 Мая в парке города Крупки никого не оставила равнодушной выставка-экспозиция образцов хлеба войны и Победы, которую подготовили работники культуры района.
– К хлебу у людей, прошедших войну, было и остается особое отношение, – говорила заместитель начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Татьяна Мельник. – Пожилые люди знают цену каждой буханке, каждому кусочку и крошке, и цена эта измеряется совсем не в деньгах. Да, был он горький, с привкусом соломы, лебеды… С привкусом горя, смерти. И, тем не менее, он позволил миллионам жизней выжить. И, где бы наш человек ни находился – на фронте, в тылу, на оккупированной территории, в концлагере, блокадном Ленинграде – хлеб был определенным мерилом жизни.
Работники культуры нашли рецепты и испекли разные варианты хлеба военного времени: фронтовой, тыловой, блокадный, хлеб оккупированных районов, концлагерей. И убедились на опыте, что в его составе было очень мало основного продукта – муки – больше разных добавок, чаще даже несъедобных.
– Самым «несъедобным» по составу был хлеб узников концлагерей, так называемый «остен-брот», – рассказывала и предлагала продегустировать испеченный образец Анна Смирнова, заведующий Начским сельским клубом-библиотекой. – Его готовили из отжимок сахарной свеклы, отрубей, древесных опилок и целлюлозной муки из листьев или соломы. И сейчас сложно представить, что люди ели его ежедневно. Но так было. Выжили в концлагерях не все. Но тот, кто прошел испытание и остался, был благодарен этому хлебу за жизнь.
– Не меньше впечатляет хлеб блокадного Ленинграда, – продолжила рассказ заведующий Крупским городским Домом культуры Юлия Кригина. – В его состав мог входить подсолнечный жмых, перемолотые ветки деревьев и отруби. Тем не менее, такой хлеб ценился не на вес золота, а дороже. Делили его на порционные кусочки. Вот это 125 грамм (показывает) – его в конце блокады давали детям и людям, которые не работали. О нем на памятнике в Ленинграде выбиты такие слова: «125 блокадных грамм, с огнем и кровью пополам». А вот это кусочек весом 250 грамм – для работающего человека. Вообще, рецептов было много. Состав зависел от того, что могли доставить по дороге жизни. В конце блокады уже клали и целлюлозу, и хвою и сметки муки, и выбойку из мешков. И опилки добавляли. Норма снижалась за время блокады 5 раз (от 800 до 125 грамм). Когда мне вчера мой ребенок задал вопрос: мама, неужели, такой хлеб ели? И когда его задают сегодня гости праздника, то отвечаю: «Да, и благодаря этому хлебу выжили».
Но открывал экспозицию все-таки «Матчын хлеб». Тот, который во все времена считался оберегом. Татьяна Мельник пояснила, почему акцент именно на нем:
– Это хлеб, с которым провожали своих мужей, отцов, братьев на фронт. Обязательно в сумку клали свежую краюху. Одна из женщин нам рассказала историю о том, как не выпустила мужа из дома на фронт, пока не испекла хлеб. Когда хлеб был готов, она достала его из печи, положила в вещмешок и благословила супруга. Он прошел всю войну и вернулся домой живым.
Здесь же можно было сравнить, чем хлеб тыловой отличался от фронтового. И от хлеба оккупированных территорий. Работники культуры, представлявшие Игрушковский сельский клуб-библиотеку, рассказывали, что в действующей армии рацион обычного солдата состоял на 80% из хлеба. В суточном пайке его было 800 грамм. Такие нормы были установлены правительством в сентябре 1941 года.
Хлеб, который привозили на фронт из тыла, только на 40% состоял из муки ржаной обойной и соевой, семечкового и свекольного жмыха. И это при хорошем раскладе. В последние годы войны муки в таком хлебе было лишь 10%, а то и менее 5%.
Иногда фронтовые пекари пекли хлеб прямо на полях сражений – в земляных печах, устроенных прямо в окопах. И приходилось это делать даже порой под обстрелом. В его состав, кроме ржаной муки, свекольного жмыха, солода, отрубей, входили даже опилки. Не лучше питались и те, кто остался в тылу. Им приходилось сложнее, так как основной запас зерна шел на фронт, приходилось делать хлеб из того, что есть. В «рабочий хлеб» добавляли картофель, отруби, те же жмых, макуху, а также крапиву, лебеду и прочие более менее съедобные травы…
Информация была интересна разным поколениям посетителей выставки. Но особенно впечатляло то, что этот хлеб можно было одновременно и попробовать на вкус. Его испекли накануне и предлагали посетителям.
Организаторы позже рассказали, что была идея по окончанию выставки образцы высушить и передать в Крупский районный историко-краеведческий музей. Но зрителям настолько был интересен вкус хлеба, который помог выстоять нашим предкам в тяжелейшее время, что теперь опыт такой выпечки для образцов придется повторить.
Запивали «выставочный» хлеб крупчане морковным чаем. Таким же, каким в войну утоляли жажду солдаты. Для его приготовления использовали натертую и высушенную морковь. Ее заливали кипятком и настаивали как заварку для чая. Морковь придавала чаю сладковатый вкус, а солдатам – дополнительный заряд бодрости и пользу иммунитету.
И завершала экспозицию зона под вывеской «Хлеб Победы», где девушки-красавицы из ОАО «Кленовичи» угощали всех желающих ароматными булочками. На контрасте вкусов разница между выпечкой нашего времени и военного была еще более очевидна.