В детском саду работает пункт коррекционно-педагогической помощи для детей с нарушением речи, а также две группы интегрированного обучения и воспитания. Занятия проходят в игровой форме.
– Процесс познания ребенка отличается от процесса познания взрослого человека, – рассказывает Земфира Чайко. – Мы, взрослые, познаем мир умом, а маленькие дети – эмоциями. Познание мира ребенком начинается с ощущений и восприятия. И чем богаче и шире ощущения, тем разнообразнее будут сведения об окружающей среде и лучше работает сенсорная система. Поэтому активно применяю в своей практике методы и приемы сенсорной интеграции. Речевое развитие ребенка напрямую зависит от уровня сенсорного восприятия. Изучая какой-то предмет, мы подключаем все органы чувств. К примеру, упражнение с апельсином. Ребенок видит его цвет – оранжевый. Покатил – значит, апельсин круглый. Разрезали его – из него покапал сок. Понюхали апельсин – вкусно пахнет. И так далее. Чтобы ребенку хорошо что-то запомнить, нужно это потрогать, почувствовать. Для этого на занятиях применяю «живые» иллюстрации. Специально заказывала у художника. Это прекрасный развивающий материал. На занятиях выполняем артикуляционные, дыхательные, пальчиковые упражнения, способствующие общему развитию в пределах одной лексической темы недели. Это «Животные», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Насекомые» и другие. У нас преемственность между воспитателями детского сада. Темы изучаем параллельно на своих занятиях. Прежде чем выучить стихотворение, мы с детками его рисуем – развивается мышление, моторика. Используем пословицы, чистоговорки, скороговорки.
Большое внимание Земфира Чайко уделяет работе с родителями своих воспитанников. Некоторые мамы посещают занятия. А для тех, у кого нет такой возможности, учитель-дефектолог создала в Инстаграм страничку «Развиваем речь, играя». Здесь каждый родитель может посмотреть, как проходят занятия с их детьми. К слову, размещение видео проходит с согласия законных представителей малышей.
Так шаг за шагом с профессионалом дети учатся правильно говорить и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения. Еще воспитанники Земфиры Чайко принимают участие в районных конкурсах рисунков, видеороликов и получают дипломы. Они – активисты всех мероприятий, которые проходят в детском саду. Педагог организовывает для малышей экскурсии, посетили все предприятия, организации, объекты культуры родного городского поселка. Много интересного еще ждет впереди – у Земфиры Чайко большие планы.