krupki.by

ru RU be BE en EN

Крупчанка Татьяна Табальчук – директор Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы БГУ



Крупчанка Татьяна Табальчук – директор Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы БГУ

Автор / Общество / Чацвер, 03 Чэрвень 2021 15:50 / Просмотров: 1897

Микрометеорология и климатология, образование и рост аэрозольных частиц, теория общей циркуляции атмосферы. Такие термины и выговорить-то непросто. А крупчанка Татьяна Табальчук владеет ими в совершенстве. Еще бы! Образование и должность обязывают: Татьяна – директор Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы БГУ, кандидат географических наук.

Крупчанка Татьяна Табальчук – директор Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы БГУ
Крупчанка Татьяна Табальчук – директор Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы БГУ. К слову, вузу в этом году 100 лет.

Выпускница Крупского государственного районного лицея. С отличием окончила географический факультет БГУ, специальность «Гидрометеорология». Обучалась в магистратуре по специальности «География», получила диплом магистра географических наук. А также – в аспирантуре института Природопользования НАН Беларуси. Защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата географических наук по специальности 25.03.08 – метеорология, климатология, агрометеорология.

Проходила научные стажировки в университете Хельсинки, Финляндия по курсам «Образование и рост аэрозольных частиц» и «Микрометеорология и климатология».

Что касается карьерного роста, Татьяна Табальчук работала младшим научным сотрудником Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы Белорусского государственного университета; младшим научным сотрудником лаборатории трансграничного загрязнения и климатологии института Природопользования Национальной академии наук Беларуси; младшим научным сотрудником Центра климатических исследований института Природопользования Национальной академии наук Беларуси; старшим преподавателем кафедры общего землеведения и гидрометеорологии факультета географии и геоинформатики БГУ. С 2020 года – директор Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы, доцент кафедры общего землеведения и гидрометео­рологии факультета географии и геоинформатики БГУ.

Получала гранты Национальной академии наук Беларуси для магистрантов, аспирантов и докторантов. Лауреат именной стипендии Аркадия Шкляра.

– Когда задумалась о профессии? – рассказывает Татьяна. – На самом деле я не могу сказать, что вообще когда-либо по-настоящему серьезно об этом задумывалась. Как и большинство подростков, я скорее думала о том, чтобы поступить. Училась в физико-математическом классе, планировала сдавать физику с математикой и поступать в БГУИР или БНТУ на специальность «куда баллов хватит». Но в 11 классе вдруг вспомнила, что вообще-то хожу на олимпиады по географии, так почему бы не поступить на геофак? Перечитала список специальностей и решила пойти на гидрометеорологию. Просто потому, что мне понравилось это слово. В общем, я не могу сказать, что выбор был осознанным. Почему именно БГУ? Географических факультетов в Беларуси в принципе немного, а специальность с красивым названием «Гидрометеорология» и вовсе была только в одном месте (улыбается).

И все-таки, как показывает день сегодняшний, с выбором Татьяна не прогадала:

– Всё мое образование – это стремление общаться с умными людьми. Университет и магистратура – это две ступени высшего образования. Преподаватели читают лекции, ведут лабораторные, практические и семинары. Учеба в аспирантуре немного отличается: уже нет занятий. У тебя есть научный руководитель, с которым ты довольно плотно общаешься и обсуждаешь свою работу. Есть коллеги, с которыми постоянно обсуждаются текущие результаты исследований и новые идеи. Все эти люди – кандидаты наук, доктора, академики – постоянно делятся опытом и знаниями.

О студенческих годах Татьяна вспоминает во­одушевленно:

– Самые интересные моменты? О, тут любой человек, закончивший геофак, даст совершенно одинаковый ответ: самое прекрасное – это учебные практики! Дважды за время обучения, после первого и после второго курса, студенты геофака проходят учебную полевую практику на геостанции «Западная Березина», расположенной на берегу одноименной реки. Весь курс рассаживают по автобусам и на месяц везут в леса Воложинского района, где студенты в полевых условиях учатся применять на практике всё, что узнали на лекциях по метеорологии, геологии, гидрологии, почвоведению, топографии и другим дисциплинам. Изучают рельеф, копают и описывают шурфы, измеряют скорость течения реки, ведут наблюдения на метеоплощадке, делают теодолитную съемку местности, вычерчивают планы, составляют карты и многое-многое другое. Целое приключение! Погода, кстати, при этом может быть совершенно любой: от дождей до зноя. Ну, и отдыхают студенты, конечно, тоже вместе. Именно на геобазе, как мне кажется, и зарождается та самая дружба, которая потом долгие годы связывает выпускников геофака.

Посчастливилось крупчанке побывать и на дальней практике:

– Посчастливилось, потому что сейчас она исключена из программы, – поясняет Татьяна. – А раньше после второго курса студентов возили по различным уголкам Беларуси. Мы с группой уезжали на Поднепровский маршрут по Гомельской и Могилевской областям. Нам показывали уникальные природные и культурные объекты. А еще водили на предприятия – бобруйскую «Белшину», «Мозырьсоль», Белорусский газоперерабатывающий завод под Речицей, могилевский «Моготекс». Но самая лучшая экскурсия, пожалуй, была на Рогачевский молочноконсервный комбинат, сотрудники которого устроили нам настоящую дегустацию сгущенки. Но, чтобы понимали, всё это, конечно же, не увеселительная прогулка. Впоследствии увиденное нужно было систематизировать, обобщить и оформить в серьезный отчет о прохождении практики. А вот относительно учебных дисциплин самыми интересными для меня были предметы, которые с географией оказались связаны только тем, что преподавались на географическом факультете. Это физика атмосферы, динамическая метеорология, теория общей циркуляции атмосферы, аэрология. В общем, то, что, по сути, является разделами прикладной физики. К слову, динамическую метеорологию и теорию общей циркуляции атмосферы я сейчас сама читаю студентам.

В 2018 году в рамках проекта PEEX (Pan-Eurasian Experiment) Татьяна Табальчук стажировалась в университете Хельсинки.

– Стажировка проходила в три этапа, – рассказывает Татьяна. – Ознакомительный визит непосредственно в университет Хельсинки и два учебных курса на станции Hyytiälä. Это старейший и крупнейший вуз в Финляндии. Там есть на что посмотреть! Я посещала кампус Kumpula, где проводят исследования и обучают в области естественнонаучных дисциплин. Ездила для знакомства с научной работой, поэтому ничего не могу сказать про учебный процесс. Уровень проводимых исследований и техническое оснащение лабораторий, конечно, впечатляют.

Следующие два визита Татьяна Табальчук провела на научно-исследовательской станции Hyytiälä:

– И это заслуживает отдельного описания. Станция – крупный центр междисциплинарных исследований мирового уровня. Она расположена в лесу вдали от крупных городов. Рядом – озеро и болота, что позволяет ученым изучать различные экосистемы, а огромное количество современного оборудования позволяет изучать всё – от глубин почвы до высот атмосферы. Сложно представить, но на станции наблюдается более тысячи различных параметров! И ведутся исследования в области физики, химии, биологии, экологии, а чаще всего – междисциплинарные исследования, которые объединяют ученых из разных отраслей и институтов. И в этом удивительном месте я проходила два учебных курса. Первый связан с образованием и ростом аэрозольных частиц, а второй – с микрометеорологией. Лекции и практические занятия вели не только профессора и преподаватели университета Хельсинки, но и представители ведущих вузов Финляндии, Австрии, Германии, США. Это отличная возможность научиться чему-то у ученых мирового уровня. Со мной обучались аспиранты многих европейских университетов. Было очень интересно пообщаться с ребятами, которые, например, изучают образование аэрозольных частиц в лесах Амазонии или ставят эксперименты в ЦЕРНе – том самом научном центре в Швейцарии с Большим адронным коллайдером.

Татьяна Табальчук – автор научных работ. По ее словам, на какое-то конкретное исследование может сподвигнуть научный руководитель, заведующий лабораторией, утвержденная Государственная программа научных исследований и так далее. То есть, направления работы ученого достаточно строго регламентированы. А если хочется изучать другой вопрос, то можно делать это в свободное время или при условии выделения дополнительного финансирования.

– Все работы по-своему интересные. Сейчас, например, пробуем с помощью атмосферных моделей посмотреть, как высокие температуры и аэрозольное загрязнение воздуха влияют на здоровье людей. Получится ли из этого какое-то крупное исследование, пока непонятно, но результаты в любом случае обещают быть любопытными, – говорит Татьяна. – Планы на перспективу? Какие-то задумки и наметки, конечно, имеются. Но я не сторонник того, чтобы жестко им следовать. Жизнь постоянно вносит свои коррективы, открывает новые возможности или, наоборот, создает условия, в которых крайне тяжело реализовать намеченное. Поэтому всегда надо быть готовым к тому, чтобы менять свои цели и пути их достижения.

Автор

Марина Бавтрукевич

Марина Бавтрукевич

Актуально

В Крупской ЦРБ работает Центр дружественный подросткам «Радуга»

По всем вопросам сохранения репродуктивного здоровья, современной контрацепции, профилактике зависимостей, кожно-венерологических заболеваний, психологической помощи, формирования здорового образа жизни вы получите консультацию специалистов Центра! Помощь может быть оказана анонимно.

График работы: Понедельник-пятница: 8.00-17.00, обед 13.00-14.00. Центр расположен на 2-м этаже лечебного корпуса, кабинет 18. Консультация проводится по предварительной записи по тел. 5-51-11

Please publish modules in offcanvas position.