И хотя местная активистка Тамара Панфилова (в девичестве Долгая) настаивает, что главный двигатель прогресса в Новом Соколе – дружные и покладистые, трудолюбивые и отзывчивые сельчане, но мы-то знаем, что без умелого направляющего, организатора и идейного вдохновителя движения, как правило, не бывает.
Решили зайцев погонять…
Мы приехали в Новый Сокол, что в Ухвальском сельсовете, когда здесь полным ходом шла подготовка к большому празднику – Дню деревни. И самый главный объект, который сельчане активно благоустраивали – пляжная зона у реки Можа. Следующий объект на стадии начинания – спортивная площадка для детей. А еще мы узнали, что буквально с начала года деревня существенно преобразилась внешне. Практически все ветхие строения были снесены силами местных жителей. И бросовые участки приведены в порядок: старые кусты вырезаны, выкорчеваны – улицы стали шире, опрятнее.
Поговорить об этом спешим на утреннее чаепитие к двум подругам – Тамаре Панфиловой и Валентине Долгой. У калитки нас встречает пес по имени Боб. Для приличия гавкнув, он спокойно укладывается у ног и, сквозь полудрему, слушает беседу о деревенской жизни: чем озабочены хозяева и их односельчане сегодня, какие перспективы видят в ближайшем будущем…

– А начался наш «большой шухер» с события малоприятного, – начала разговор Тамара. – Случилось, что моя мама сломала ногу, и я приехала забрать ее к себе в Москву. Но чувствовала она себя не достаточно хорошо для переезда, а потому решила я остаться на время. А в итоге зависла надолго – с декабря 2020 года. Мы и раньше часто приезжали сюда семьей с мужем, детьми и внуками. Например, Новый год всегда именно в Новом Соколе празднуем по-семейному уютно и шумно – с фейерверками. Но одно дело наездами бывать в деревне, где ты родился и вырос, а другое – жить постоянно. Быт простого обывателя, распорядок дня у которого всегда один и тот же, скоро наскучил. Меня настораживало, что лес стал буквально наступать на нашу небольшую деревеньку. Подумалось: скоро зайцы в окна будут стучать. Огляделась вокруг – и идеи по благоустройству отдельных участков деревни стали появляться одна за другой. Вот только проблема была найти физическую помощь. Поехала в сельисполком. Председатель Светлана Ивановна Готченя выслушала задумку по расчистке одного из заброшенных участков, где стоял сгоревший дом, и помогла с рабочими руками. Работали мы там вчетвером, а результат превзошел ожидания. Улица буквально на глазах преобразилась, и у сельчан постепенно стал появляться интерес к такого рода субботникам. Сейчас достаточно идеи – и желающих поучаствовать в ее воплощении будет много.
– А вы знаете, как Тома заинтересовала нас в благоустройстве зоны отдыха у речки? – подключается к беседе Валентина. – Это история, которую стоит описать в подробностях. Дело было так…
– Давай, начну я, – просит Тамара. – Лето нынче жаркое. Всем хочется искупаться. А вход в реку порос травой. И тогда взяла я в компанию на пляж 14-летнего соседа, попросила его захватить с собой косу. Говорю: давай вместе небольшой участок скосим, чтобы было безопаснее на берегу. Пришли, выкосили полянку. А тут и Валентина со своим мужем Олегом приехала…
– Да, подъезжаем к берегу, а там Тома с косой в обнимку отдыхает, – смеется подруга. – И такая нам заявляет: вход в реку – два метра обкошенной территории. Вас двое – вот коса, четыре метра скосите – можете к воде подойти. Ну, мы и справились с заданием. Результат понравился, а потому смеемся: ты тут дня три полежи, позагорай, так глядишь, пляж будет настоящий. И что вы думаете?.. За неделю место стало неузнаваемым. Сейчас вы можете увидеть настоящую зону отдыха, где есть скамейка, столик, насыпан песок, все обкошено, кострище… Полный релакс. Если обустроиться на ночь с палаткой, то будет не хуже, чем на Селяве.

– Мы когда чистили берег уже с помощью техники, то глину голубую обнаружили, – с гордостью рассказывает организатор затеи. – Ребятня любит вымазаться ею и бегать по берегу. Ну и тем, кто постарше, глиняные обертывания на пользу. Мечтаем еще больше пляжного песка насыпать – и будет вообще красота. Сделаем это, конечно. Чистоту поддерживаем. С этим у нас строго.

Детей к спорту приобщить
В деревне есть две небольшие детские площадки с песочницами и качелями. В одном конце, и во втором. Но самое интересное, детворе «вкуснее» играть не возле своего дома, а на противоположном конце улицы. Так и курсируют весь день с площадки на площадку.
– Помню, что в детстве у нас было своеобразное соперничество между двумя концами деревни. Мы даже в футбол и волейбол играли командами, которые состояли из молодежи конкретно правого или левого участка улицы, – вспоминает Тамара. – Расположена деревня – параллельно дороге Чашники-Бобруйск. А въезд в деревню как раз посередине. Так вот, эти «два крыла» нашего Сокола всегда и во всем были добрыми соперниками. И сейчас бывает, на одном конце что-то сделали, так и на другом обязательно надо повторить. Или сделать еще лучше. В этом, несомненно, есть большой плюс – такое соперничество на пользу общему делу. А когда нужно вместе собраться, то все объединяются. Хорошие у нас люди, активные, неравнодушные, позитивные. Иначе ничего бы не получилось.
– А мы с мужем живем как раз посерединке. На въезде, – говорит Валентина. – Когда я вышла замуж в эту деревню, в восемнадцать лет, то была тут самой молодой. Моим подругам было по 55 лет и старше. Интересы, естественно, – хозяйство, дом и т.д. Была уверена, что съедем отсюда скоро. И даже попробовали «городскую жизнь», купив квартиру в Ухвале. Но снова захотелось в свой дом. А потому вернулись. И сейчас нисколько не жалеем. Более того, я вам скажу, наша деревня молодеет на глазах. Есть несколько постоянных жителей с маленькими детьми. Еще два участка недавно купили, люди начинают строиться. Летом вообще все здесь гудит от детских голосов. В основном, конечно, дачники. Но если посчитать всех внуков, которые приезжают, то наберется больше полусотни. Потому и стала следующей нашей задумкой – спортивная площадка на месте бывшей школы. Там все заросло сливами, они одичали. Самое сложное было их выкорчевать. Помог сельисполком. Уберем все и распланируем территорию, займемся установкой турников, лазалок и т.д. Будут футбольные ворота, баскетбольный щит, брус, шины, чтобы перепрыгивать, колец навешаем.

– Идея спортивной площадки возникла у нашей молодой сельчанки Зарины Вусик, – говорит Тамара. – В семье, где она живет, восемь внучат, из которых шестеро мальчишек. И естественно, им нужно место, где время проводить с пользой для здоровья. Интернет Зарина штудирует и план спортивной площадки составляет вместе с сынишкой Артемом. Я уверена, скоро вся детвора там будет с утра до вечера бегать. У нас в детстве был стадион за зданием бывшего магазина. Так мы мяч гоняли, пока солнце не сядет за горизонт. Было негласное правило, коровы с поля возвращаются, и только тогда мы, дети, «стадом» (смеется) – по домам. Хочется, чтобы такое место было и у нынешней молодежи. Разговаривали с директором торфобрикетного завода Юрием Маляревичем, он нам пообещал помочь техникой, чтобы расчистить все окончательно. Будем очень надеяться на его помощь.
И к труду – не лишним будет
Позже мы прогуляемся по улице, и парень Дима, который каждые летние каникулы с удовольствием приезжает в Новый Сокол на пару месяцев из Минска, подтвердит нам, что нет ничего лучше, интереснее, захватывающе, чем целыми днями заниматься полезными делами на селе.
– Тут воздух свежий, – делится он впечатлениями. – Когда возвращаюсь в Минск, то поначалу в городе очень тяжело дышать. А здесь и сон всегда хороший (смеется). И друзей много. Тоже из Минска приезжают. На речку с ними ходим. Почистили ее, кстати. Вы видели?.. Там сейчас так здорово!

– Скажу вам честно, мы не местные, – говорит его бабушка Галина Александровна Присюда. – Как-то случайно познакомились с людьми из Нового Сокола, которые живут и работают в столице. Приехали к ним на родину, да так и влюбились в деревню. Сейчас каждое лето ездим с внуками. Живем здесь как дачники. Благо, хозяева дома разрешают. Диму вожу сюда с вот такого возраста (показывает рукой до уровня роста младшего школьника, – прим. авт.). Нравится нам здесь, потому что очень красиво и люди открытые. С соседями сдружились. Участвуем в делах по благоустройству. Субботники-воскресники организуем. Кто топором, кто граблями, кто лопатами помогает... Кто чем может – делом, финансами, идеями. Были даже активисты, которые водоросли вручную «выкосили» в реке. Весело здесь и интересно. Некогда скучать.
– И я люблю здесь летом пожить, – продолжает разговор Валентина Владимировна Клещенок. – Тут дом моей матери. И сын мой в Новом Соколе начал строиться. Возвращаемся сюда, благоустраиваем свои дома. Деревня наша возрождается. И это заметно. Все своими руками делаем. Утром, после домашних дел, у нас тут на лавочке пятиминутка (улыбается). Собираемся разными поколениями и обсуждаем, что делать дальше. Недавно Дима скамейку сделал. И эта скамейка – стратегический объект. Ставим стол рядом, и с соседями получается посидеть летним вечером, поужинать на улице, обсудить что-то, просто пообщаться.
Птицам тоже домики построим
Тамара и Валентина подтверждают, что люди в их деревне удивительные. Это место, куда действительно хочется возвращаться.
– Судьба распорядилась так, что в юности я уехала в Россию, вышла замуж, – говорит Тамара Панфилова. – Но родную деревню никогда не забывала. Приезжал сюда и муж. Он очень любит Беларусь. Потом здесь росли мои дети. Они все лето обычно здесь проводили. Теперь здесь каникулы проводят мои внуки. И поскольку семья множится, то брат мой обихаживает наш родной дом. У него есть семья, и у меня. Вот в один момент мы и решили заиметь свой домик в деревне. Узнали, что продается дом напротив родительского, купили его, облагородили и сейчас все свое свободное время – здесь. Мы с уверенностью также обсуждаем с мужем, что когда-то будем здесь жить вместе. Так что дом реконструировали с учетом всех современных требований к жилью. Бытовые условия, горячая вода, отопление. Все предусмотрели. Котел пока на местных видах топлива, но в перспективе электрический. Узнавали, технических возможностей в деревне пока нет для этого. Но был ответ, если наберем определенное количество желающих установить электрокотлы, возможность эту обеспечат. Новое дело – на перспективу. Если есть желание и финансовые возможности, то жить прекрасно можно в любом месте. И люди это поняли, поэтому возвращаются в любимые, дорогие сердцу места.
– Возвращайтесь – нам веселее, – улыбается Валентина. – Люди у нас действительно хорошие, трудолюбивые, добродушные, но нам не хватало «моторчика», который бы нас организовывал. Я пока работаю, и муж тоже. Вечером приходили, справлялись по хозяйству и – все. А тут Тамара появилась… И кто-кто, а она умеет вдохновить на общественные дела.
– Ну, вас сильно и уговаривать не нужно, – смеется она. – Вы с мужем люди деятельные. Не зря же твоего Олега недавно сельчане старостой выбрали. Молодой, неравнодушный, надежный. Люди доверяют и охотно за ним идут, хоть пляж косить, хоть скворечники делать… Кстати, про скворечники: на следующий год у нас грандиозный план по строительству домиков для скворцов. Птиц как-то меньше в нашей округе стало, и мы придумали построить им жилье, покрасив в разные цвета. Должно получиться симпатично.
Живут дружно стар и млад
А вообще в Новом Соколе к птицам особое отношение. И это не удивительно, деревня с таким названием без пернатых чувствовала бы себя как-то неуютно в лесном краю. Местные жители рассказали, что название ее пошло от легенды. Стоял когда-то на этом месте большой камень. И вот приземлились на него два сокола – молодой и старый. Огляделись вокруг. И молодой сказал: «Красивое место – поселюсь-ка я тут». А старый ответил: «Ну, а я тогда поселюсь рядом». И полетел в сторону, где сейчас деревня Старый Сокол.
И до сих пор в деревне живут дружно стар и млад. Кто-то на дачу приезжает, а кто-то круглый год живет.
Есть и свои сторожилы, которых чтут и уважают. Например, Зинаиде Ивановне Стельмах более 90 лет. «А она еще и руководить пытается, – улыбаются мои собеседницы. – И Марии Никоновне Вусик 89 лет. Также очень активная сельчанка».
– Есть еще у меня соседка Галина Николаевна Вусик – человек с тонким юмором, – продолжает разговор Тамара. – Когда меня видит, всегда спрашивает: «Привет, что слышно?» А как-то я ей и отвечаю: «Стреляли». Улыбнулась. Проходит время, снова на улице встречаемся. Спрашивает: «А сегодня где-то стреляли?» С тех пор мы с ней так, по-особенному, здороваемся. И еще я ей говорю, что когда пообщаемся, то день хорошо складывается. И вот однажды прохожу мимо, а она из калитки: «Хочешь, чтоб день плохой был? Почему не заходишь?»
Есть свой контактный зоопарк
А потом мы все вместе пошли к Галине Кирилловне Титовец. Живут они с мужем на окраине. 60 лет вместе. Он всю жизнь проработал в сельском хозяйстве – на тракторе, агрономом. Она секретарем в сельисполкоме. Сейчас держат кур, коз. Дети ходят к ним в гости, как в контактный зоопарк. Несут хлеб и другие вкусности для животных. И вы знаете, что самое интересное, Галина Кирилловна наотрез поначалу отказывалась фотографироваться. Почему? Просто очень волновалась, что выглядит не так уже, как в юности. А ведь, согласитесь, что женщина она очень симпатичная, стройная, с харизмой. Наверное, много в юности кавалеров о ней вздыхало… Но выбрала одного, и до сей поры они живут душа в душу. По сути дела, только после того, как мы ее мужа сфотографировали, и она сдалась. Не гоже, мол, ему одному в газете красоваться.

Можно частушки послушать
Зашли в гости и к Марии Никоновне Вусик, которую в деревне называют уникальной. «Мария Никоновна – ходячая энциклопедия частушек, – описывает соседку Валентина. – Порой они бывают и с перчиком. На любой вкус. Она может не помнить, что вчера было, но частушки помнит со времен юности. И кавалеров своих всех помнит (улыбается)».

Подходим к ее дому, и правда – порция частушек нам была обеспечена. И дополнительный заряд хорошего настроения получили.
Всегда готовы породниться
А потом мы встретили дачника, который в деревне с женой живет круглый год. Александр Долгий – ветеран МВД, полковник в отставке и брат старосты деревни Олега Ильича. А еще он активный помощник во всех делах.

Да что говорить дальше, все, с кем мы познакомились в тот день, – люди красивые внешне и внутренне. Заметно, что они счастливы. Ведь только такие личности умеют радоваться успехам близких людей, радость соседа принимать как собственную. Все они уверенно кивали, что Тамара Панфилова – тот лидер, за которым они охотно идут. Что с ее возвращением деревня стала преображаться.
Сама же Тамара Николаевна по этому поводу говорит так:
– Мы все как одна семья. Не родные по крови, но родные общими делами, теплотой душевной. Мы очень благодарны председателю Ухвальского сельисполкома Светлане Ивановне Готчене за то, что небезучастна в наших делах. Наше спасибо и председателю районного Совета депутатов Елене Александровне Домарёнок, которая также частый гость в нашей деревне. Всем, кто помогал нам и помогает делать мир вокруг лучше. Планов у нас много. В следующем году купим собственный кусторез, за домами закрепим заброшенные участки. Если хотя бы раз в год люди будут там наводить порядок, то будет не только чище и красивее в округе, но и все эти дела нас еще сильнее объединят. Мы любим Беларусь. А в Беларуси любим нашу деревеньку. Нашу маленькую родину. Здесь другая жизнь – уютная, размеренная, «компактная», и одновременно очень насыщенная событиями. Мы сами ее такой делаем.
Барыс МАКАРЭВІЧ
З кубкам кавы, прысеўшы за стол,
Раскажу вам пра Новы Сакол.
Гэта Крупшчыны дзіўны куток,
Спадабаўся ён мне незнарок.
Ля дарогі, што ў далеч бяжыць,
Гэта вёсачка мірна стаіць.
Край лясны, дзе бярозы шумяць,
Дзе аблокі, як птушкі ляцяць.
Рэчка Можа тут хвалі свае
Паміж соснаў павольна нясе.
Запаведны пралескавы рай,
Будзе час – ты сюды завітай.
Край загадкавы дзікіх звяроў,
Мора ягад і мора грыбоў.
Тут жыве вельмі мудры народ
Ад вясны да вясны – круглы год.
Дзе ў водары тонуць сады,
Госці з радасцю едуць сюды.
Бо радзіма малая адна,
Кліча сэрца заўсёды яна.
Людзі працы жывуць у сяле,
Хлеб і соль ёсць заўжды на стале.
Планы разам будуюць свае,
І, квітнеючы, вёска жыве.
Ці прызванне, ці можа быць лёс:
Не чакаючы манны з нябёс,
У рабоце вяскоўцы штодзень,
І ніхто не хаваецца ў цень.
Промні падаюць прама на дол,
Асвятляючы Новы Сакол.
Хай так будзе, так будзе заўжды,
Праз гады, праз гады, праз гады…