Предисловие
Раньше в Великом Лесу приходилось бывать не единожды. Основное представление о деревне складывалось под впечатлением от районного этапа соревнований вальщиков леса Крупского лесхоза, который ежегодно проходит на мини-полигоне у усадьбы лесника Бобрского опытно-производственного лесничества Василия Миранюка.
Всегда удивляло, насколько созвучен названию деревни ее внешний облик. Вроде бы и недалеко от путей-дорог она находится. Рядом железнодорожная станция, ходят поезда и электрички. А из-за близости леса, который буквально наступает на сельские подворья, вдруг начинает казаться, что населенный пункт находится в глубинке, где время, как по волшебству, замирает и течет неспешно. Здесь поистине свой мир, ритм которого спокоен и самодостаточен.
Участники конкурса «Лесоруб года», который обычно проходит в начале мая, будто будят деревеньку ото сна. Обычно в этот день прекрасная погода. И на лугу средь одуванчиков, цветущих красиво, лошади пасутся, будто в сказке. И здесь же пчелы нектар душистый собирают. В деревьях слышны птичьи голоса… Идиллия – и только! И как ни странно, ее не нарушают даже пилы, которые звенят весь день у дома, хозяина которого односельчане сегодня называют гордостью их деревни.
И, да. Василий Миранюк, действительно, личность неординарная. Долгие годы ему не было равных в конкурсе вальщиков леса. Он сам придумал мини-полигон, и здесь же ладил тренировки. Сейчас он в числе судей районного и областного этапов конкурса. Носит звание «Человек года Минщины».
«Прекрасный человек, отзывчивый, открытый, – так говорят о нем соседи. – Был случай – один наш сельчанин поранил руку сильно. Пока звонили в скорую, Василий сам доставил пострадавшего в больницу. Он сделал это быстро, не дожидаясь личной просьбы. И таков он всегда и во всем. Готов помочь, чем может, и люди это знают».
Остановись, мгновенье
И вот недавно – на празднике деревни – наш кругозор о Великом Лесе значительно расширился. Здесь каждый – личность интересная, и основное величие односельчан проявляется в отношении друг к другу. Они умеют уважать, ценить соседей, не нарушать границ в общении, гордиться достижениями близких и вместе радости делить и горе. Есть чувство, что это одна большая дружная семья. Возможно, в этом и секрет феномена деревни, что очень многие, уехав, сюда вернуться вдруг желают непременно.
Тогда, на празднике, председатель Бобрского сельисполкома Татьяна Петрушина отметила, что самое спокойное время в Великом Лесу, конечно же, зима. О том, что жизнь не замерла, морозным утром напоминает дым печей над крышами домов и редкий скрип дверей, калиток. Зато летом улицы звенят от детского смеха, сельчане активно заняты благоустройством личных подворий, стараются помогать друг другу в делах-заботах, а по вечерам то тут, то там слышны музыка, песни, танцы. И есть надежда, что молодое поколение успешно закрепит мечту о возрождении деревни. Пускай, как дачный вариант, но очень важно, чтобы Великий Лес всегда шумел делами, был славен добрыми людьми.
На торжестве были озвучены имена обладателей почетных званий, которые сельисполкомом были определены за личные и общественные заслуги. Так, дипломантом в номинации «Мои года, мое богатство» назван долгожитель Михаил Семенович Кулик, который нынче отмечает 86 лет. «Самым юным жителем» – Иван Морозов, а его родители Елена и Алексей Морозовы оказались «Самой молодой семьей» в деревне. Диплом за «Самый красивый палисадник» – у семьи Антонины Ивановны и Владимира Михайловича Трусовых. «Усадьбой года» названо подворье семьи Тадеуша Сильвестровича и Светланы Михайловны Малявских. Благодарности за активное участие в жизни населенного пункта удостоена уроженка Великого Леса Тамара Викторовна Куракова.
В качестве почетного гостя на праздник сельчане также пригласили предыдущего председателя Бобрского сельисполкома Сергея Гура, с которым они как раз и заложили традицию официального празднования Дня деревни. По воспоминаниям жителей Великого Леса, их настолько впечатлило внимание местной власти и помощь в непростом деле организации праздника, что очень захотелось повторить то торжество момента. В их памяти остались запечатлены детали, ценность которых сложно обозначить. И снимки отразили эмоции людей в прекрасные мгновенья счастья на их лицах.
– Хочу сегодня вам сказать спасибо за то, что вы и мне подарили настроение внутреннего праздника, – говорил Сергей Степанович. – Приятно работать и общаться с людьми, которые умеют оставаться благодарными. Такое качество ценно. И жители вашей деревни хранят его в сердцах как талисман. И этот талисман вам помогает жить, творить, мечтать. Пускай любое ваше начинание будет успешным, приносит удовлетворение и желание не останавливаться на достигнутом.
– Мы очень любим нашу деревеньку, – говорила Тамара Куракова. – Недавно зацепило замечание в соцсетях, когда мне под объявлением о празднике в Великом Лесу вдруг написали: «А что, эта деревня еще жива?» Ответ мой однозначен: «Она жива и будет жить до той поры, пока живем мы, наши дети и наши внуки». Знаю по своей семье, как они сюда стремятся в любое свободное время. Тут есть то, что нас сплачивает и делает сильнее – наш отчий дом. Поэтому мой всем наказ: цените родину свою, цените дом родителей.
Гостеприимные сельчане
После праздника мы встретились с Тамарой Викторовной еще раз. Уже в беседке возле ее родительской усадьбы она делилась впечатлениями, как здорово и в этот раз они всей деревней провели время.
– Наша округа не спала до глубокой ночи, – рассказывала она. – Официальная часть торжества плавно перетекла в уютный семейный большой праздник, где каждому нашлась своя роль. Кто-то был артистом, кто-то – зрителем, поваром, няней, тамадой, режиссером, хореографом и просто исполнителем… Самое главное, что мы были каждый тем, кем нам хотелось быть в этот час и это время. К нам даже приезжали «Лобода» с «охраной», «Лепс» и другие известные личности. В общем, было весело. И это все – не в первый раз, надеюсь – с продолжением. А вообще, у нас в деревне многие всегда охотно участвуют в организации столь важного события.
И дальше Тамара Викторовна поведала, как один из ее верных помощников Александр Кононов скамейки для зрителей к импровизированной сцене подвозил на собственной машине. Как семья Малявских – Светланы и Тадеуша – всегда любезно соглашаются принять гостей у собственного дома, расставить декорации, оформить выставки, украсить. Как объявления составляют, развешивают, зовут гостей, планируют детали. Как сельисполком пригласил артистов Бобрского Дома культуры и помог обкосить территорию… Есть многое, что остается незаметным в общем деле. Но важно все – до мелочей.
– Скажу вам искренне – наша деревня всегда умела отдыхать, – продолжила она. – Днями все работали, а вечером, по праздникам, здесь веселились от души. Всегда культурно, с выдумкой. И мы, дети, у них этому учились. А яблоко от яблоньки, ведомо, недалеко падает.
– Мама, а давай расскажем, как мы прошлой зимой в деревне отмечали китайский Новый год, – подключается к разговору дочь Лариса. – Приехали в феврале, печь натопили и захотелось праздника. А тут и вспомнили о дате. Гостей позвали. Настроение подняли всей деревне.
– Да, это точно, – улыбается Тамара Викторовна. – И вот недавно праздник Ивана Купалы мы гуляли. Венки вязали, костер зажгли, уху варили, не обошлось без песен-танцев… Секрет таков: хотите, чтобы праздник был – организуйте сами. Никто сторонний вам настроение хорошее не будет создавать. А вообще, хочу заметить, от настроя, внутреннего позитива во многом зависит и здоровье человека. Нельзя желать друг другу ничего плохого. Поменьше злитесь и завидуйте, работайте над тем, чтобы каждый новый день был с добрым послевкусием – и будет все отлично. Коллекционируйте прекрасные моменты, и мир вдруг заиграет совсем другими красками.
Душою велики
Здесь же, в беседке, мы попросили наших собеседниц вспомнить, какой была деревня раньше, чем хороша… Кто из сельчан сегодня способен удивить.
– Я помню времена послевоенные, когда в нашей деревне почти у всех было по пятеро детей, – говорит Тамара Куракова. – А чтобы быть неголословной, я даже назову такие семьи. Пять сыновей было у Трусовых – у родителей Владимира, который нынче славен тем, что тут у нас растит арбузы не хуже астраханских. У Зои Трусовой (однофамильцы) также было пятеро детей. У Кононовых – пять, у Бакуновых. Представьте, как звенела тогда наша деревня! Всего же было домов сорок, и почти везде семьи многодетные. В начальную школу мы ходили на станцию Бобр, заканчивали Бобрскую поселковую.
Мы узнали, что война оставила свои следы и в этой деревне. Фашисты уничтожили молодых парней-подпольщиков за связь с партизанами. Девчат угнали на работы в Германию. Из пяти угнанных не вернулась только одна девушка. В числе прошедших это испытание была и мать Тамары Кураковой. Родители в свое время об этот практически не рассказывали.
– Такие были времена, что эту тему особо не озвучивали даже дома, – говорит Тамара Викторовна. – Сейчас жалею, что мало и мы сами интересовались семейной биографией, историей деревни в целом. Хотя я человек, которому всегда все интересно.
– Но, мама, теперь сама ты источник информации для нас, детей и внуков, – замечает Лариса. – Не зря же мы с тобой недавно решили вспомнить, где в Великом Лесу после войны дома стояли, кто жил там, как звали каждого из членов их семей. Мы даже карту начертили. Простую, от руки, но важно то, что память мамы в процессе потренировали на все 100 процентов.
– И правда, было! – улыбается Тамара. – И примечательный момент, почти везде в семьях имена детей повторялись: Васи, Коли, Марии, Тамары… А в одной, приезжей, у Шуры и Игоря Яремко дети оказались с именами как не у всех – Олег, Вета и Жанна. Раньше мы на этот факт внимания не обращали, а сейчас он случайным образом вдруг вызвал интерес. В деревне нашей вообще всегда достаточно много было приезжих. И не случайно – железная дорога рядом. Но местные фамилии на слуху и сегодня: Вайцеховичи, Кононовы, Трусовы, Миранюки, Морозовы.
– А расскажите про Морозовых, они тут – молодежь, – прошу соседей мне вкратце описать семью, чья фамилия дважды прозвучала на празднике в качестве номинантов.
– Семья Елены и Алексея Морозовых действительно заслуживает отдельных слов внимания, – таков мне был ответ. – Начну с того, что живут они с родителями Елены – Александром и Тамарой Кононовыми. Да, да, это тот Александр, который скамейки возил на праздник. Люди они добрые, работящие. Мать Елены еще и вышивальщица знатная. Хотя, когда успевает заниматься рукоделием, соседи лишь гадают. Ведь дом их «многодетный». Таким не по статусу, а по факту он стал неожиданно. Из дочерей кроме Елены – только Лиза, которая недавно закончила школу. Так вот, у старшей дочери муж Алексей остался без родителей. А позже получилось, что и сестра его «ушла», сиротами оставив трех детей. Мальчишек – не покинули, взяли к себе в семью. Тут парни и растут. И свой еще внучок-мальчонка подрастает – сын Алексея и Елены – Ваня.
Вот как... И факт сей подтверждает: в лесу Великом люди душою велики!
К слову, сумели сельчане найти общий язык и с подопечными реабилитационного центра «12 регион». Это организация, которая занимается лечением зависимостей – алкоголизма, наркомании, игромании и т.д. Процесс этот, как известно, долгий и сложный. Так вот, в деревне в одном из домов проживают пациенты, которые на условиях конфиденциальности проходят курс избавления от недуга. Именно в Великом Лесу они получают и выполняют ежедневные обязанности, тренинги и индивидуальные задания, занимаются физической культурой и творчеством.
В процессе разговоров с жителями мы задавали вопрос, как они относятся к такому соседству. И нужно отдать должное, лично нам никто не сказал, что в этом есть проблема. Наоборот, иногда пожилые сельчане обращаются за помощью в хозяйственных вопросах к участникам программы реабилитации. Рассказывали, когда бабушкам нужно что-либо перекопать – они знают, к кому подойти. Был в деревне также дом, признанный пустующим и ветхим строением, – также соседи из «12 региона» помогли управиться с его распилкой на дрова и уборкой территории.
Люби свой дом
А еще сельчане уверены, что в доме, где царят любовь и уважение, всегда все удается. Здесь даже могут вырасти… арбузы, и будет сладким урожай.
Мы убедились в этом воочию, когда зашли в гости к семье Трусовых – к Антонине Ивановне и Владимиру Михайловичу. 17 августа исполнилось 42 года, как эта приятная пара поженилась. Дочери выросли, и супруги вовсю занялись приусадебным участком. За мужем – огород, женой – царство цветов. А как-то получилось, говорят случайно, однажды семечки арбуза бросить в землю. Надежд на урожай тогда никто не возлагал.
– Арбузы начали расти, но мы тогда на них особого внимания не обращали, – рассказывает Антонина. – Считали, что экзотика в наших «лесных широтах» служить декором может – не более того. Признаюсь, это я решила добавить чуть изюминки простому огороду. И вот в один из вечеров пошла что-то укрыть там. Взяла доску и уронила случайно на арбуз. А он – возьми и расколись, прям с треском характерным для спелой сладкой ягоды. Что были мы удивлены, сказать сегодня мало. С тех пор арбузами в семье ведает Володя. Он семечки заказывает, сажает на рассаду и может говорить о них часами – бесконечно.
– Да-да, мне сложно описать, насколько я увлекся выращиванием бахчевых, – подключается к разговору Владимир Михайлович. – Хожу за сладким плодом в огород, как вы за огурцами. Растут такие ягоды у меня до 10 килограмм. Сейчас уже вы видите лишь то, что осталось. Приехали бы раньше – в конце июля – могли бы оценить масштаб и красоту (смеется).
– А вообще, мы оба с мужем во двор выходим, как на праздник, – замечает Антонина. – Проснусь, а он уже вокруг арбузов ходит и что-то говорит им по секрету… Ну, я – к цветам.
– Вот точно, кому что в удовольствие, мы тем и занимаемся, – заметил ее муж. – Всю жизнь работали. Я в воинской части. Жена – сначала кулинаром, а затем шеф-поваром в Бобрской школьной столовой. И вот сейчас, на пенсии, можем себе позволить заниматься работой для души. Сейчас еще один эксперимент затеяли: смотрите сами – дыни подрастают, мы их подвесили. Надеемся, что время сладости дождемся уже скоро.
А потом семья Трусовых и меня арбузом угостила. И я не отказалась. Чтобы убедиться, настолько ли он вкусен, как все вокруг описывают… Честно? Сладкий! Очень вкусный! Получше многих ягод, которые мы иногда покупаем на рынке и в магазинах. Как вырастить такой же? Не знаю. С вопросами – к Владимиру. А можно – гугл в помощь. Но знаю точно, что теперь я обязательно свой проведу эксперимент. Надеюсь, тоже на удачу.
– А кто еще в деревне, здесь может удивить? – вопрос я задаю «хозяевам арбузов».
Ответ таков:
– Мы думаем, что журналиста, удивить непросто. Но скажем так: Великий Лес – особый мир, где люди очень разные. Приезжих очень много. Есть дачники, которые приехали спустя годы на родину. Они совсем ребятами здесь бегали по улицам. Затем «пропали на года». Нам кажется, что наша деревня – центр притяжения хороших, добрых дел. Вернуться сюда могут лишь люди, у которых в сердцах – добро, а в душах – чистота.
– Тогда спрошу про лошадей. Вдруг вспомнила, как по весне они мне приглянулись. Кто их хозяева?
– Хозяева – соседи наши. Мазурины. Это они содержат не менее пяти лошадей. И пчелы есть у них – похожи на хозяев по их любви к труду (улыбаются). Обычно попасть во двор к ним сложно. Ведь не сидят спокойно ни минуты. В работе постоянно. Наверно, только с ними мы общаемся немного. Зато с другой соседкой (через забор живет) – и утром видимся: «Привет», и вечером: «Спокойной ночи»… На кофе ходим. Можем вечером вместе поужинать. Такой здесь стиль общения. Как в доме. Как в семье!
Барыс МАКАРЭВІЧ
* * *
У Вялікім Лесе
Сёння зранку свята –
Гукі розных песень,
Добрых слоў багата.
Дыхаецца лёгка,
Вышыня нябёсаў,
Весяліцца вёска
У абдымках соснаў.
Радасцю і мірам
Поўняцца падворкі,
Пажаданняў шчырых
Чуецца гаворка.
Светла, хлебасольна,
Ветліва, гасцінна,
Час ляціць павольна
Так і быць павінна.
Для гасцей навалам –
Квас і пачастункі.
І малым, і сталым
Будуць падарункі.
Невялікай вёсцы,
Статут асаблівы,
Надаюць вяскоўцы,
Тут народ руплівы.
Як яны працуюць,
Так і весяляцца,
Толькі не бядуюць,
Трэба вам прызнацца.
Дзень радкі чытае,
Па вясковай п’есе,
Свята хай гуляе
У Вялікім Лесе.