– Елена Владимировна, буллинг и конфликт – это разные вещи?
– Абсолютно разные. Конфликт предполагает столкновение различных мнений, ссору, которую можно разрешить. Под буллингом обычно понимают запугивание, унижение, травлю, физический или психологический террор. Он направлен на то, чтобы вызвать у человека страх и тем самым подчинить его себе. Говоря простым языком, буллинг – это насилие. Физический буллинг – это умышленные толчки, удары, побои. А психологический связан с действием на психику путем словесных оскорблений, преследований, запугивания, когда умышленно причиняются эмоциональные страдания. В последнее время распространился кибербуллинг – травля при помощи мобильных телефонов и социальных сетей. По статистике, чуть ли не каждый третий ребенок сталкивается с проблемой кибербуллинга.
Основными признаками буллинга являются неравные силы жертвы и агрессора, повторяемое насилие, острый эмоциональный отклик жертвы. В буллинге редко замешан только один. В большинстве случаев это группа, где основные участники: лидер-булли и последователи, наблюдатели и жертва. Какую бы позицию ни занимал ребенок, он все равно получает травму. Страдает жертва, получившая опыт унижения, травму самооценки. Страдают свидетели, получившие опыт бессилия и стыда. Страдают преследователи, получая опыт безнаказанности, самоутверждения за счет унижения других.
– Кто становится жертвой буллинга?
– Раньше считалось, что травле больше подвержены дети-изгои. Да, изолированные дети могут страдать. Однако жертвой может стать любой. Если в классе большинство детей неуспевающих, то жертвой может стать отличник. Одноклассники начинают вешать на него ярлыки «заучка», «ботан» и подобное. Также существует много причин для того, чтобы стать обидчиком. Бывает, что агрессоры сами когда-то подвергались насилию. И это не всегда физическое. Это могло произойти в семье или в другой группе. Ведь ребята посещают не только школьные занятия, часто спортивные секции, кружки. Там они могут быть в роли жертвы, а в школе проявить себя в роли агрессора. Иногда за этой бравадой скрывается что-то ранимое, ведь травлю начинают не от хорошей жизни. Чем больше ребенок не уверен в себе, чем больше зависит от оценки окружающих, тем более вероятно, что он будет участвовать в травле. Буллинг чаще наблюдается среди подростков, ведь на этом возрастном этапе ребятам важно быть в группе, жизненно нужно чувство групповой сплоченности. Если есть общая цель, общие интересы, если дети заняты чем-то полезным, тогда травля не нужна. К сожалению, так бывает не всегда. И рано или поздно цель этой группы – сплотиться против кого-то.
– А что может быть в качестве профилактики?
– Еще раз повторюсь, всё зависит от того, в какую среду попадает ребенок. Важны цель и деятельность классного коллектива. К примеру, профильные классы. У ребят мотивация – учиться, подготовиться к поступлению, выбрать будущую профессию. Их это объединяет, поэтому в классе в большинстве случаев нет места нападкам и издевательствам. Не менее важно понимание подростками уникальности и неповторимости каждого. Один интеллектуал, другой лучше всех рисует, третий отлично забивает голы. Необходимо с раннего детства учить детей толерантности, умению замечать в каждом хорошее, правильному реагированию на разные жизненные ситуации. На психологических занятиях я иногда спрашиваю у ребят: «Если вас назвали, к примеру, тупым, вы от этого хуже стали понимать? Если обзывают шпалой, после этого вы станете ниже ростом? Всё зависит не от того, что вам сказали, а как вы это восприняли». Обычно обидчики говорят о том, что их самих волнует. Недаром гласит народная мудрость: «У кого что болит, тот о том и говорит». Учу ребят не обижаться. Обижаясь, мы «пьем яд в надежде, что отравятся другие». Обиды лучше прощать. Ребенок должен понимать, что когда происходит травля, причина не в нем. Если жертва уйдет в другой класс или в другую школу, на ее место найдется другая. Буллинг – это болезнь самой группы, которую срочно надо излечить. И в этом могут помочь только взрослые.
Беседовала Инна ГАРА.