Накануне в храме святителя Николая Чудотворца г. Крупки прошла Божественная литургия с объяснением ее смысла, значения и содержания. Такой формат позволил молодым христианам более осознанно и глубоко узнать о молитвах и смысле священнодействий.
Божественную литургию совершили священники храма протоиерей Николай Гмир и иерей Иоанн Шибеко. Комментировал и пояснял аспирант Сретенской духовной академии города Москвы Сергей Немшон.
Слово «литургия» в переводе с греческого языка обозначает «общее дело». Еще ее называют Евхаристией, то есть благодарением. Состоит Божественная литургия из двух больших смысловых частей – литургии слова и литургии верных. Предшествует литургии проскомидия.
– Проскомидия – это подготовительная и важная часть Божественной литургии, которая совершается в алтаре, – поясняет Сергей Немшон. – В это время подготавливаются хлеб и вино, которые в конце литургии претворяются в Тело и Кровь Христа. Вспоминаются два важных события – Рождество Христово и Его смерть на кресте. Во время проскомидии в алтаре происходит поминовение всех живых и усопших членов Церкви, вспоминается Божья Матерь, Иоанн Предтеча, Апостолы. Прихожанам важно знать, что подавать записки о своих близких нужно заранее, пока священник не закончил доставать частицы из просфор.
После проскомидии начинается литургия слова. Ее еще называют литургией оглашенных. Называется так потому, что в древности вместе с верующими могли присутствовать на богослужении оглашенные, то есть те, кто готовился к крещению.
– Литургия оглашенных начинается ектенией, то есть усердной молитвой, – продолжает Сергей Немшон. – Называется еще мирной, так как начинается словами «Миром Господу помолимся». Состоит из прошений о благословлении от всякой скорби и нужды. На каждом прошении хор поет от лица всех собравшихся в храме: «Господи помилуй». Мирная молитва в церкви невозможна, если у тех, кто присутствует на литургии, существуют обиды и непрощения. После мирной ектении хор поет антифоны – песнопения, которыми Церковь благодарит Господа.
Во время пения третьего антифона совершается малый вход – открываются царские врата, что символизирует доступность царствия небесного для всех людей. Закрытие царских врат – святая святых, где таинственно и незримо восседает на престоле Господь. После – чтение «Апостола». На этом заканчивается литургия слова и начинается литургия верных, во время которой в древности присутствовали только верующие.
– Во время литургии верных открываются царские врата, – рассказывает Сергей Немшон. – Хор начинает петь «Херувимскую песнь», которая заканчивается словом «Аллилуйя». Оно обозначает «хвала Богу». И в это время происходит перенесение Святых Даров на престол. Соединиться с Богом мы можем только в великой любви и единой вере. Всеми присутствующими в храме возглашается Символ веры. Затем начинается Евхаристический канон со слов «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Слово «любы» в переводе с церковнославянского означает «любовь». Священник вполголоса произносит молитвы о благодарении Богу за создание мира и человека, о воспоминании и установлении Тайной Вечери, о Святом Духе. Хор поет ангельское славословие «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф».
По окончании Божественной литургии христиане, которые исповедовались, приняли причастие святых Христовых таинств.
– Причастие может принять только исповедовавшийся и раскаявшийся в грехах человек, – говорил отец Николай. – Грех – это нарушение закона, он отдаляет человека от Бога. А покаяние приближает к Богу. Приходя на исповедь, мы просим Всевышнего простить все прегрешения. А чтоб Господь простил, мы сами должны прощать друг другу все обиды. Таинство причащения соединяет нас Богом.
С проповедническими словами по теме евангельского чтения к прихожанам обратился отец Иоанн:
– Благочестивая вера дает нам верные ориентиры в жизни. Вера должна быть искренней, с добрыми помыслами. Зачастую люди забывают, что Господь видит всё самое сокровенное, и пытаются быть благочестивыми, потому что так надо, а не имея при этом внутреннего порыва. От Господа нельзя утаить ни добрые, ни плохие поступки. Бытует ошибочное мнение, что почести от людей имеют большое значение перед Богом. Это не так. А добрые дела, совершенные без искренности, становятся пустыми и бесполезными. Жить и поступать нужно честно и по совести.
Инна ГАРА.