В мирное время с ними наладил связь директор Обчугской СШ Илья Анисимович Чайкин. Общение переросло в дружбу – фронтовики гостили у Ильи Анисимовича, посещали знаковые места.
Накануне Дня Победы мы встретились с Ильей Анисимовичем. Он провел для нас экскурсию по местам боевой славы героев.
– Я уже давно на заслуженном отдыхе, – говорит Илья Анисимович Чайкин. – Во время педагогической деятельности вышел на связь с Мозговым и Баландиным. В то время какая связь была? Письма и заказные телефонные переговоры. Так стали общаться. Мозговой и Баландин приезжали в гости.
Из деревни Киевец, где проживает Илья Анисимович, мы отправились в Обчугу. Когда ехали по населенному пункту, остановились у одного дома.
– В этом доме жил знаменитый фельдшер Павел Герасимович Евпак, – поясняет Илья Анисимович. – К нему приезжали лечиться со всей округи – Крупского, Толочинского районов. Это был настоящий профессионал. Я его застал в живых. Помню, проститься с ним и проводить в последний путь собралась тысяча человек, не меньше. Сын в войну был танкистом, сгорел в танке. Я общался с невесткой, тетей Лизой, она прошла Освенцим.
Выезжаем за Обчугу. Нашему взору открылась живописная местность – зеленые кусты и деревья. Со времен войны здесь всё видоизменилось. Однако в таких местах по-особому себя чувствуешь. Ощущается незримая связь с далекими событиями, связанными с жестокими боями за освобождение Родины.
– Это сейчас здесь лес и кусты, – продолжает Илья Анисимович. – В годы войны это была открытая территория. Со стороны Толочинского района (показывает) через Соколянку наступали немцы. Иван Остапович Мозговой с танком в этом месте встретил немцев. Из орудий били немцы по танку. Убиты были тогда радист и механик. Иван Остапович остался жив. Когда приезжал в гости, говорил, что спасло то, что танк был с «вязкой» броней.
Переезжаем в другое место за Обчугой. Останавливаемся у кладбища.
– Вот то место, за кладбищем, раньше называлось Кутькино болотце, – говорит Илья Анисимович. – Никто сейчас и не вспомнит, почему его так назвали. Когда немцы наступали из-под Толочино уже по другой дороге, здесь их встретил артиллерийский батальон во главе с Василием Максимовичем Баландиным. Из вооружения – гаубицы и винтовки. А немцев – тьма-тьмущая наступала. Позже Василий Максимович говорил, что их бы всех уничтожили, если бы не такой случай. Вдруг видят: в их сторону двигаются мужчина и женщина. Мужчина тащит пулемет, а женщина – ящик с патронами. Это был Павел Герасимович Евпак с женой, у дома которого мы останавливались. Василий Максимович рассказывал, что после такой помощи все атаки отбили. А бой за Обчугу запомнился ему больше всего – такая серьезная схватка была. Поэтому и возвращался потом в эти места. На этом Кутьковом болотце полегло тогда много немцев. К слову, наша дружба с Василием Максимовичем длилась до самого его ухода. Помню, как позвонила мне соседка его и сообщила печальную новость – не стало Баландина. Это был хороший человек, добряк, интересный собеседник.
Дом в Обчуге, в котором жил фельдшер Павел Герасимович Евпак. Вместе с женой они пришли на помощь артиллерийскому батальону во главе с Василием Максимовичем Баландиным.
На кладбище мы посетили могилы Павла Герасимовича Евпака, родителей, супруги, родственников Ильи Анисимовича. Трепетно говорил собеседник о своих родителях, супруге, которой нет рядом уже третий год. Свою Александру Павловну Илья Анисимович привез на малую родину из России. Работали вместе педагогами. Воспитали троих детей. Сыновья – моряки. Андрей служил на Северном флоте, кандидат военных наук. Павел служил на Дальнем Востоке. Дочь Елена – кандидат химических наук. Есть внуки, правнуки. Не забывают дедушку. День Победы в семье – великий праздник, трогательный и священный.