В Крупском районе на постоянном контроле находятся социально опасные семьи. Частые гости там работники и МЧС, и РОВД, и отдела образования, и сельисполкомов. Истории отдельных таких семей похожи на бурный поток, который то на время затихает, то вспыхивает с новой силой. Нередки даже случаи, когда реагирование служб и ведомств на такие вспышки спасает маленьким гражданам жизни.
Не исключение и недавний случай. Еще вчера сотрудники РОВД посетили семью, снятую ранее с учета: вроде, порядок, довольные дети и родители. А сегодня-сигнал: запили, загуляли... Экстренно выезжаем: инспектор РОЧС, директор СПЦ и работники отдела образования – специалист по защите детства, директор школы и социальный педагог.
Заходим в дом, картина тревожная: запах перегара, холод – печь не топлена. По внешнему виду и мать-хозяйка дома, и ее сыновья, а также сожительница одного из них накануне «хорошо» провели время. А в доме двое несовершеннолетних детей. При проверке домовладения выявлены ряд нарушений правил пожарной безопасности. Настораживает и тот факт, что в доме курят, о чем свидетельствуют брошенные на печи окурки от сигарет. АПИ не установлен. В ходе разговора выясняется, что работники РОЧС недавно были в доме, указывали хозяевам на нарушения, однако воз и ныне там. Жильцы не видят проблемы, а отвалившаяся топочная дверца может подождать и до весны. Как результат – протокол об административном правонарушении и ходатайство о признании детей нуждающимися в социальной защите. В очередной раз.
Печально, но эти взрослые не осознали, что так жить нельзя, так жить опасно! Не захотели увидеть, что есть и другие нормы жизни. А ведь каждый ребенок мечтает о тепле и уюте, о заботе и неравнодушии своих родителей и близких людей. Здесь же взрослые сознательно подвергают и свою жизнь, и жизнь малышей опасности. А трагических примеров, когда в огне гибнут дети, предостаточно: родители не создали безопасные условия существования, не научили, не предостерегли, не доглядели!
На выезде решаем заглянуть еще по одному адресу: бывшая «соповская» семья, в которой воспитывается трехлетний ребенок. На двери – навесной замок, на ключ не заперт, но дужкой закреплен за кольцо – из дома не выйти. Видно, что в доме топиться печь. Посовещавшись, решили зайти: вдруг там ребенок один. И не зря! Нас встретила пьяная мамаша с малышкой на руках. На столе следы «гуляния»: нехитрая закуска, рюмка, а вот бутылку вина она успела припрятать в детской кроватке. О состоянии женщины говорит тот факт, что она не смогла даже вспомнить свою дату рождения, да и дочери назвала с большим трудом. «Кто вас закрыл?» – спрашивает директор СПЦ, – «А если пожар, как бы вы выбрались из дома?». Объяснить, почему они оказались заперты снаружи на замок, женщина так и не смогла. Продолжаем осмотр домовладения: печи и электропроводка в норме, а вот установленный АПИ не работает.
В спальне нас ждет еще один «сюрприз»: в кровати пьяный мужчина (со слов хозяйки: не муж, не сожитель, а так – знакомый). Рядом початая бутылка вина, на полу – множество окурков. Сообразив, кто перед ним, он быстро оделся, демонстративно допил прямо с горла спиртное и покинул дом, при этом сообщив, когда и с кем они здесь гуляли. Это было лишним, ведь участники рейда уже давно обо всем догадались.
А мамаша все твердит, обращаясь к одному из участников рейда: «Солнышко, не делай глупости, не забирай у меня дочь!». Неужели измененное спиртным сознание не позволяет ей понять, что в такой ситуации глупостью будет оставить ребенка с ней – с пьяной!!! Девочку передали родной бабушке, которая пришла сразу, как заметила нашу машину. А семья снова приобрела статус социально опасной.
Участники рейдовой группы возвращались обратно с тяжелыми мыслями. Почему одни, проживая в той же деревне, и работу найдут, и хозяйство держат, и дом – полная чаша, а другие…
Почему эти другие не дорожат своими детьми, ведь именно они и являются смыслом нашего существования.
Еще один парадокс: дети, изъятые из семьи и проживающие в социальном приюте, скучают по дому (даже если там холод и голодьба, выпивающие родители и грязь), а, вернувшись домой, на своей страничке в соцсетях с грустью пишут «Лафа закончилась», осознавая реальную заботу о себе… государства, а не родителей.
Родители, опомнитесь! Измените свою жизнь ради детей пока не поздно. Дети – ваше будущее и ваша досмотренная старость. НУЖНО менять свою жизнь, нужно ДЕЙСТВОВАТЬ! Нет работы? Ищите: переезжайте в другой город, деревню… Многие хозяйства предлагают жилье. Небольшая зарплата – ищите подработку, возделывайте огород: свежие овощи с грядки и фрукты значительно сэкономят ваши расходы.
Вспоминаю один разговор (по осени).
-Когда печь отремонтируете?
-Нет денег, нужно рис купить и макароны, чтобы с голоду не помереть, зарплата копеечная.
-А картошка, овощи? Огород же есть!
-А я не сажаю, там ничего не растет!
-А что вы делаете для того, чтобы там что-то росло?
-Мне некогда, я на работе!
К слову, график работы этого гражданина – два часа утром, два –вечером!
ЛЕНЬ!!! Вот ответ на многие вопросы. Деятельный человек ошибается, падает, поднимается и снова идет вперед, а ленивый – не работает и пьет, потому что нет денег. А мамочки предпочитают рожать второго, третьего…Пособие на ребенка – тоже хлеб, и не важно, что эти дети никому не нужны и предоставлены сами себе. Они – источник дохода! А результат такой «жизненной тактики» родителей – признание семьи в социально опасном положении (СОП).
Однако, СОП – это еще не приговор. Это время, чтобы изменить свою жизнь и начать ее сначала.
Наталья Сергович, инспектор ГПиО Крупского РОЧС.