krupki.by

ru RU be BE en EN

Николай Яковлевич ЗАЙЦЕВ



Николай Яковлевич ЗАЙЦЕВ

Автор / Крупский район / Чацвер, 05 Сакавік 2015 08:46 / Просмотров: 11158

Николай Яковлевич ЗАЙЦЕВ – родился 10 марта 1923 года на ст. Крупки Минской области в семье рабочего. Член КПСС с 1944 года.

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. В 1943 году окончил школу пилотов в г. Оренбурге, после чего принимал участие в боях против немецко-фашистских захватчиков на 1-м и 4-м Украинских фронтах. Сначала летчик, затем командир звена, заместитель командира эскадрильи штурмового авиаполка, Николай Яковлевич принимал участие в освобождении Украины, Польши, Чехословакии.

Совершил 185 боевых вылетов, провел 15 воздушных боев, сбил 2 вражеских самолета, уничтожил более ста единиц боевой техники врага. До 1960 года в Советской Армии, полковник. С 1967 года преподаватель, с 1983 года – доцент Белорусского государственного университета. Кандидат философских наук. Награжден тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом «За службу Родине» 3-й степени, медалью «За боевые заслуги» и другими. 29 июня 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Умер Николай Яковлевич Зайцев 18 февраля 2012 года.

… Уроженец Крупщины Николай Зайцев  в 1941 был призван в действующую армию. 

В 1943 году Николай Зайцев закончил 3-ю Чкаловскую авиационную школу пилотов. С этого и начался отсчет боевого времени летчика-штурмовика. Как вспоминал Николай Яковлевич, в среднем, согласно суровой статистике войны, для многих летчиков-штурмовиков десятый вылет становился последним. Но враг платил за это дорогую цену... Появление советских штурмовиков ИЛ-2 приводило гитлеровских солдат в панику.

...Эскадрилья возвращалась с боевого задания. Даже после удачного вылета расслабляться было нельзя, и поэтому Николай по привычке окидывал взглядом небесную синеву. Каждая черная точка на горизонте могла обернуться затяжным боем. А если у летчика голова не «вертится» на сто восемьдесят градусов, то... Среди зеленого моря леса удалось рассмотреть серые коробки немецких грузовиков. Как выяснилось позже, это оказались машины передвижного штаба отступающей немецкой группировки войск генерала Шернера. Вернувшись на аэродром, Николай доложил командованию об увиденном, и попросил разрешения атаковать скопление техники. После получения согласия штурмовики начали готовиться к вылету...

Над лесом самолеты шли на бреющем полете: засечь автомобильную колонну очень сложно, к тому же отсутствовали точные координаты цели. Николай уже почти потерял надежду, но вот из-под лесного ковра блеснул пластик ветрового стекла. Штурмовики засекли цель. Бомбовый груз, общим весом около тонны, был сброшен на очень низкой высоте... Самолет Николая от взрывной волны резко швырнуло в сторону. Машина перевернулась и на некоторое время стала неуправляемой. Ценой неимоверных усилий летчику уже у самой земли удалось вывести ИЛ-2 из штопора. Но эти секунды стали для него вечностью. В результате молниеносного и точного авианалета было уничтожено около двадцати автофургонов противника.

Вылеты, вылеты, вылеты... При любой погоде штурмовики поднимались в небо. По словам Николая Яковлевича, о смерти, как бы это пафосно ни прозвучало, тогда не думали: к ней просто привыкли. Она всегда была рядом.

...Шестерка штурмовиков под командованием Николая Зайцева прикрывала «фотографов» на расстоянии в 150 километров. Вы знаете, что такое перспективное фотографирование? Самолет с закрепленным на фюзеляже фотографическим аппаратом на низкой высоте для четкости кадров пролетал вдоль линии фронта. Когда заканчивался запас пленки, его сменяла следующая машина. И так до конца линии. При этом необходимо добавить, что на «фотографов» охотились вражеские стервятники, они постоянно подвергались обстрелам ПВО противника. Тяжело пришлось шестерке Николая Зайцева. Бомбовые удары, пике на огневые точки. Не раз замирало сердце, когда к машине протягивались с земли тоненькие ниточки-трассеры вражеских зениток. Однако задание, несмотря на все трудности, было выполнено. За него Николай Зайцев получил орден Красного Знамени.

Летчиков очень часто перебрасывали на самые тяжелые участки фронта: не один раз авиации приходилось разрубать гордиев узел сражения. Во время боев на Украине штурмовики очень часто «работали» против танков врага. Чтобы уничтожить наземную машину, советские летчики снижали высоту до 300-400 метров, так как диаметр поражения авиабомб составлял 600-700 метров. При этом, как вспоминал Николай Яковлевич, танки также обладали определенной маневренностью, и при большой удаче могли уничтожить самолет.

Ближе, ближе... Медленно, как в кинохронике, поворачивается ствол броневого динозавра. Еще секунда, и пульсирующий красный шар вырвался в сторону крылатой машины. Пилоту кажется, что попадание неизбежно, но... пошли бомбы, и штурмовик взмывает в небо, оставляя на земле горящий танк.

Высокое звание Героя Советского Союза присвоено 29 июня 1945 года за уничтожение подвижного штаба группировки гитлеровского генерала Шернера в Чехословакии и срыв водной переправы врага через Одер в Южной Саксонии.  

Решением Крупского районного исполнительного комитета за особые заслуги в годы Великой Отечественной войны нашему прославленному соотечественнику Н.Я. Зайцеву присвоено звание «Почетный гражданин Крупского района». Его именем названа улица в г. Крупки.

 

 

 

 

Автор

admin

admin

Актуально

В Крупской ЦРБ работает Центр дружественный подросткам «Радуга»

По всем вопросам сохранения репродуктивного здоровья, современной контрацепции, профилактике зависимостей, кожно-венерологических заболеваний, психологической помощи, формирования здорового образа жизни вы получите консультацию специалистов Центра! Помощь может быть оказана анонимно.

График работы: Понедельник-пятница: 8.00-17.00, обед 13.00-14.00. Центр расположен на 2-м этаже лечебного корпуса, кабинет 18. Консультация проводится по предварительной записи по тел. 5-51-11

Please publish modules in offcanvas position.