Макияж, прическа, наряд – все стильно и безупречно. Приятная улыбка, артистичность, харизма – такова Татьяна Коноваленок:
– Ученика нужно завоевать и нравственной красотой, и интеллектуальным богатством сердца. Учителем меня делает не педуниверситет, а каждодневное общение с детьми, для которых я просто обязана стать прекрасным человеком…
Планы, журналы, проверки, поручения директора и проверки инспектора… Все это Татьяна Александровна оставляет у порога и входит в класс с возвышенно настроенной душой. Постоянно находится в творческом поиске. Вот уже второй год на практике реализует инновационный проект «Внедрение модели формирования читательской компетентности учащихся в процессе сетевого взаимодействия», является одним из его разработчиков.
– На создание этого проекта нас сподвигла вот такая мысль, – рассказывает Татьяна Александровна. – Современные ученики мобильные и интерактивные. Но не всегда их желания совпадают с желанием педагогов. Поэтому мы решили соединить привычные формы и методы преподавания литературы с тем, что близко школьникам – повседневной компьютерной практикой. В этом проекте 31 участник – это учреждения образования со всей республики. У нас есть свое интернет-сообщество «Читатель в сети». Где мы общаемся, делимся интересными профессиональными находками, открытиями и разработками. А нашим идейным вдохновителем является кандидат филологических наук, сотрудник кафедры социально-гуманитарных дисциплин Минского областного института развития образования Людмила Камлюк-Ярошенко.
Как оказалось на деле, внедренный проект стартовал успешно и имеет результаты. Что касается опыта работы Татьяны Коноваленок, то основной упор она делает на три важных аспекта – на урок-сотрудничество, использование образовательных сетевых проектов и сервиса Realtimeboard.com - воплощение домашнего задания на бесконечной виртуальной доске.
– Урок-сотрудничество основан на технологии обучения в сотрудничестве, – объясняет Татьяна Александровна. – То есть, работаем в команде, где у каждого ребенка – своя учебная роль. Главное – у школьников есть общая цель и желание достичь совместно общего результата. На самом деле это очень сложно, особенно в 5 классе. Но оно того стоит – результат превосходит все ожидания! К тому же, сотрудничество важно не только на уроке, оно готовит ребят и к самостоятельной взрослой жизни.
Урок литературы – это особый, неизведанный мир. Учитель – это гид, который помогает школьникам освоиться в этом мире. И здесь нужно проявить творческий подход и креатив, чтобы детям действительно стали интересными Чехов и Толстой, Крылов и Достоевский…
– Да, учеников нужно заинтриговать, – соглашается Татьяна Александровна. – Тогда они сами с охотой погрузятся в чтение и размышление. И здесь у меня свое решение этой проблемы. Я разработала два образовательных сетевых проекта. Первый для пятиклассников – «Наш виртуальный класс» – организован в соцсети «ВКонтакте». Здесь ребята размещают свои работы. Будь то иллюстрации или фотографии поделок к изучаемому произведению, мини-сочинение или самостоятельно созданная презентация. Все с обязательными комментариями. На уроке вместе погружаемся в виртуальность – обсуждаем и оцениваем работы одноклассников, тем самым работаем с текстом.
Второй проект – «Необыкновенные приключения шестиклассников… в домашнем Зазеркалье».
– Здесь все уже гораздо серьезнее, – продолжает Татьяна Александровна. – Проект разработан на основе 15 программных произведений, то есть рассчитан на весь учебный год. Ребята получают домашние задания, которые размещены на Google Cloud Platform. Использую всевозможные сервисы, которые можно найти в интернете. Вот такой пример. Изучаем рассказы Антона Чехова. Через все произведения проходит понятие «чеховская деталь» – сложно, но интересно. Учащимся на уроке предлагается «Облако из слов», созданное в сервисе WordArt.com. В нем размещены слова из рассказа «Хамелеон». Важный момент! Школьники с текстом еще не знакомы! Значение каждого слова они проговаривают вслух, используя свои общие знания. А на уроке начинаем читать текст. Как только встречаем знакомое слово из «Облака», останавливаемся и комментируем его значение, но уже по Чехову. И вот она – чеховская деталь! Ребята работают в команде, все свои наработки вносят не в тетрадь, а в специальные визитки, расположенные также онлайн. К последнему уроку по этой теме они уже сами создают и «дарят» мне свое «Облако» с художественными деталями. Таким образом, школьники погружаются в текст. И самое главное – им это действительно нравится!
В своей работе учитель-методист использует и такое ноу-хау: сервис Realtimeboard.com-воплощение домашнего задания на виртуальной доске в сети.
– Это тоже совместная работа учеников, – говорит Татьяна Александровна. – Объясню на конкретном примере. Изучаем басни Крылова. Ребята получают задание на дом: подготовить одну басню. На виртуальной доске необходимо разместить иллюстрацию и ссылку к этой басне. Устно определить ее мораль. Условие – повторяться нельзя! Все работают в одно время – доступ к сайту на час. В итоге получается зеркальный (перевернутый) урок. Открываю виртуальную доску. Школьники видят картинку и непонятную ссылку. По рисунку угадываем басню, по ссылке читаем ее и выделяем мораль. За один урок изучаем все необходимые по программе басни, а то и больше. Ведь находятся и такие ученики, кого заинтересовали и другие произведения. И так можно работать по любым темам.
Энергичности и активности Татьяны Коноваленок можно позавидовать. Буквально на днях она вернулась из Минска, где состоялось заседание международного «круглого стола». Педагоги из Беларуси, Украины и России, сотрудники Национального института образования и представители областных институтов повышения квалификации говорили об опыте и перспективах реализации компетентностного подхода в языковом и литературном образовании. Татьяна Коноваленок провела с участниками форума мастер-класс «Формирование человеческой души, или Как научиться вдумчиво читать тексты». Участники почувствовали себя школьниками, погрузились в незнакомый текст, познакомились с основными приемами и формами учебной деятельности на уроках литературы, составили пошаговую инструкцию для своей дальнейшей деятельности.
Но и это еще не все! В последние дни сентября Татьяна Коноваленок приняла участие в республиканском этапе конкурса профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь-2017». И в своей номинации стала лауреатом первой степени и обладателем малого Хрустального журавля.
– Немного обидно, от победителя меня отделил всего лишь один балл, – улыбается Татьяна Александровна. – Во всех этапах явно лидировала, кроме одного. Но для меня куда важнее оценка моего выступления учениками. Урок-экспромт я давала в 7 классе СШ № 180 г. Минска. Перед уроком дети меня дружно обступили и прямо поинтересовались: «А что значит быть стильным учителем? Считаете ли вы себя такой? А можете ли вы прочитать рэп?» До звонка оставались считанные секунды – времени на раздумья нет. Я сказала: «Если вы поддержите меня и наш урок пройдет на отлично, то рэп я вам обещаю». Активность и открытость школьников поразили. Урок прошел замечательно. Свое обещание я сдержала – прочитала рэп. Сочиняла на ходу: и по теме урока, и о ребятах, и о себе… Восхищение в глазах и бурный шквал аплодисментов незнакомых мне школьников – вот самая высокая награда!