Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).
В ст.21 этого же Закона закреплена обязанность государственного должностного лица уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Уведомление оформляется, например, в виде докладной записки, заявления или иным образом в письменной форме.
Непредставление государственным должностным лицом уведомления о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, если ему было известно о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, является основанием для отказа в назначении государственного служащего на другую государственную должность либо для привлечения его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами.
Органами прокуратуры области активно принимаются меры по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с нарушением порядка предотвращения конфликтов интересов.
Так, в ходе проведенной органами прокуратуры области проверки установлено, что в одном из учреждений Воложинского района в качестве руководителя учреждения и руководителя структурного подразделения учреждения работают граждане, находящиеся в браке.
При этом руководитель учреждения в отношении своей супруги совершает действия, которые могут вызвать конфликт интересов (вопросы премирования, применения дисциплинарных взысканий и т.д.). Однако в нарушение требований законодательства, руководитель учреждения, являясь государственным должностным лицом, в письменной форме не уведомил непосредственного руководителя о возможности возникновения конфликта интересов.
Аналогичные нарушения порядка предотвращения конфликта интересов выявлены и на одном из сельскохозяйственных предприятий района.
В целях устранения указанных нарушений, прокуратурой области внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновные государственные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Всего в первом полугодии 2021 года органами прокуратуры Минской области в ходе надзорной деятельности выявлено 30 коррупционных правонарушений, связанных с конфликтом интересов, 13 государственных должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
В случае, когда личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги) влияют на надлежащее исполнение им своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии решения и приводят к совершению им преступления, то такое государственное должностное лицо привлекается к уголовной ответственности.
Например, прокуратурой Любанского района 22.03.2021 возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 210 УК Республики Беларусь в отношении руководителя одного из сельскохозяйственных предприятий района и его супруги, работника данного предприятия.
Установлено, что руководитель предприятия, являясь государственным должностным лицом, действуя группой лиц по предварительному сговору со своей супругой, в период времени с июня по сентябрь 2020 года, действуя умышленно, из корыстной заинтересованности, с целью хищения денежных средств, давал незаконные указания подчиненным работникам о внесении недостоверных сведений в табеля учета рабочего времени и начисления заработной платы в отношении своей супруги, тем самым завладев совместно с супругой денежными средствами в сумме 790 рублей, чем причинил ущерб предприятию на данную сумму.
Приговором суда Любанского района от 14.07.2021 оба супруга осуждены к лишению свободы с отсрочкой исполнения наказания, со штрафом в размере 100 базовых величин. Кроме того, государственное должностное лицо лишено права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей сроком на 2 года.
О.Б. Трубина, старший прокурор отдела по борьбе с коррупцией и организованной преступностью прокуратуры Минской области, младший советник юстиции.