krupki.by

ru RU be BE en EN

В стране нарушаются правила использования беспилотных летательных аппаратов. Что необходимо знать? Спросили у прокурора



В стране нарушаются правила использования беспилотных летательных аппаратов. Что необходимо знать? Спросили у прокурора

Автор / Закон и порядок / Панядзелак, 14 Сакавік 2022 14:41 / Просмотров: 708

Прежде, чем направить аппарат в небо, необходимо изучить правила: их невыполнение чревато последствиями. Прокурор Крупского района Владимир Голенков отмечает, что правоприменительная практика свидетельствует о том, что в стране допускаются нарушения порядка использования воздушного пространства с применением авиамоделей и беспилотных летательных аппаратов. Что в этом плане необходимо знать? Разбираемся в нашем интервью.

– Владимир Владимирович, расскажите, в чем суть проблемы?

– Суть в том, что владельцы или пользователи либо не знают, либо игнорируют требования законодательства по организации и выполнению полетов. Как информирует Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций, в воздушном пространстве страны в 2021 году зафиксировано 57 сообщений о полетах беспилотных летательных аппаратов, а это больше, чем в прошлом году. В семи случаях они осуществлялись с нарушением требований законодательства, за что их владельцы были привлечены к административной ответственности. Отмечается и использование беспилотников при совершении уголовно-наказуемых деяний. Поэтому считаю, что правовой ликбез в этом вопросе свое­временен и необходим.

– Что это за аппараты и каковы к ним требования?

– Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2016 № 81 «Об использовании авиамоделей», под авиамоделью понимается летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемый свободнолетающий аппарат. Правила использования авиамоделей утверждены постановлением Совета Министров от 16.08.2016 № 636. Так, для обеспечения безопасности полетов воздушных судов использование авиамоделей осуществляется на высоте, не превышающей 100 метров от уровня земной или водной поверхности. Нельзя запускать авиамодели в пределах зон, запрещенных для их использования, без согласования с государственными органами, в интересах которых установлены эти зоны. Ознакомиться с перечнем зон можно на сайте Национального кадастрового агентства. Также в случаях, определяемых Службой безопасности Президента; на высоте, превышающей 100 м от уровня земной или водной поверхности; общей массой более 0,5 кг без соответствующей маркировки авиамодели. При этом маркировка осуществляется на видимых частях конструкции или на ее скрытых частях, к которым возможен доступ без использования инструментов. Наносимые символы должны быть разборчивы при визуальном осмотре.

– Необходима ли регистрация авиамоделей?

– Нет, они не подлежат государственной регистрации, использование авиа­моделей в воздушном пространстве Беларуси осуществляется без разрешений органов Единой системы организации воздушного движения. Обязательное условие – строгое исполнение установленных правил эксплуатации и правил безопасности, предусмотренных производителем. Пользователь также обязан принимать все возможные меры, вплоть до прекращения использования авиамодели, в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью или имуществу людей, предпринимателей или юридических лиц.

– В чем отличие авиамодели и беспилотника?

– Согласно ст.1 Воздушного кодекса Республики Беларусь, под беспилотным летательным аппаратом понимается воздушное судно, предназначенное для выполнения полета без экипажа на борту. Это общее свойство. Отличие в том, что беспилотник осуществляет полет вне условий визуального контакта с ним посредством FPV-очков, ноутбука, планшета, мобильного телефона или иного устройства. В силу требований п.103 Авиационных правил полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь, утвержденных постановлением Государственного комитета по авиации Республики Беларусь и Министерства обороны Республики Беларусь № 7/30 от 01.06.2004, полеты беспилотников над населенными пунктами, за исключением сельских, запрещены. Для выполнения официального полета владелец обязан подать план полета или заявку на использование воздушного пространства в центр Единой системы организации воздушного движения. Это можно сделать посредством системы «Интеренет-Заявка» РУП по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» через личный кабинет после предварительного заключения договора на обслуживание с названной организацией. Обязательным условием в случае осуществления аэрофотосъемки является наличие разрешения Генерального штаба Вооруженных Сил. Информация о разрешении указывается в плане полета или заявке на использование воздушного пространства. Получить разрешение можно бесплатно и в короткие сроки. Необходимо учесть, что разрешение на аэрофотосъемку не влечет за собой автоматического получения разрешения на использование воздушного пространства. На сайте Национального кадастрового агентства можно найти перечень опасных зон, в пределах которых допускаются полеты беспилотных летательных аппаратов.

– Как вы уже сказали выше, с каждым годом беспилотников применяется все больше. Планируется ли в связи с этим развитие законодательной базы?

– Как нам известно, в текущем году Министерством транспорта и коммуникаций планируется принять Авиационные правила по эксплуатации беспилотных летательных аппаратов и дистанционно пилотируемых воздушных судов гражданской авиации. В соответствии со взлетной массой таких аппаратов предусматривается процедура их регистрации, сертификации и учета, профессиональная подготовка операторов и их допуск к управлению.

– Владимир Владимирович, вы акцентировали внимание, что при использовании аппаратов допускаются нарушения и люди несут наказание. Расскажите подробнее о мерах ответственности.

– Нарушение правил использования воздушного пространства влечет за собой административную ответственность по ст. 18.35 КоАП с наложением взыскания в виде предупреждения или штрафа (на физлицо – до 20-ти, на юрлицо – до 50 базовых величин). Ответственность за повторное совершение такого же правонарушения в течение года наказывается штрафом для физлица в размере от 10 до 50, для юрлица – от 20 до 100 базовых величин. На сегодня законодательством прямо не предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил использования беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве. Однако в зависимости от наступивших последствий действия виновного лица могут быть квалифицированы по соответствующим статьям Особенной части Уголовного кодекса Респуб­лики Беларусь. Обращаю внимание и на то, что положения Указа Президента от 05.06.2019 № 215 позволяют военнослужащим воинских формирований и сотрудникам органов внутренних дел, работникам военизированной охраны применять специальные средства, оружие, боевую и специальную технику по пресечению полетов беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей, которые совершаются в нарушение действующего законодательства.

– Спасибо за интересный рассказ, думаю, что наши читатели узнали из него много новой информации.

Автор

admin

admin

Актуально

С 18 сентября работает "горячая линия" по лицензированию в сфере социального обслуживания

Крупский ТЦСОН информирует, что с 18 сентября работает телефон "горячей линии" 2-10-30 по вопросам лицензирования в сфере социального обслуживания и организации ухода за нетрудоспособными гражданами.

В Крупской ЦРБ работает Центр дружественный подросткам «Радуга»

По всем вопросам сохранения репродуктивного здоровья, современной контрацепции, профилактике зависимостей, кожно-венерологических заболеваний, психологической помощи, формирования здорового образа жизни вы получите консультацию специалистов Центра! Помощь может быть оказана анонимно.

График работы: Понедельник-пятница: 8.00-17.00, обед 13.00-14.00. Центр расположен на 2-м этаже лечебного корпуса, кабинет 18. Консультация проводится по предварительной записи по тел. 4-12-21.

Please publish modules in offcanvas position.