– Такие семьи – под постоянным контролем правоохранителей, прокуратуры, сотрудников РОЧС и других заинтересованных ведомств, – говорит Иван Куркин. – Внеплановые визиты в дома, где проживают родители с детьми, осуществляются регулярно. Ситуации бывают разные. И надо сказать, много положительного отмечается. Впрочем, все увидите сами. Мы проедем по району и по городу.
Пока добираемся до места назначения, выясняем нюансы социальной проблемы:
– СОП – этот статус получают дети, которые живут в социально неблагополучных семьях...
– Чтобы поставить семью на учет, нужны серьезные причины: частые скандалы между родителями или родственниками, алкоголизм, тунеядство, нехватка у родителей знаний и умений для самостоятельной жизни и воспитания ребенка, опасность насилия в семье, – объясняет Иван Куркин. – Это делается с целью профилактики, чтобы предотвратить серьезные последствия. За время нахождения в СОП у родителей есть шанс измениться и сохранить семью.
Первая остановка. В доме проживает молодая семья – родители и малолетний ребенок. По всему видно: к визитам правоохранителей здесь привыкли. Родители отвечают на вопросы четко и конкретно.
– Как дела?
– Нормально, растем потихоньку.
– В районе проходит месячник пожарной безопасности.
– Пожалуйста, смотрите: проводка новая. В доме две печи – топим по правилам: дровами, не перекаливаем, одежду над топящейся печью не сушим, предтопочный лист имеется. Перед отопительным сезоном печи побелили, штукатурка нигде не сыплется. В доме – маленький ребенок, пожарная безопасность – самое главное.
– АПИ в доме имеется?
– Только на кухне. Как и положено, в рабочем состоянии, а не ради бутафории. Знаем, что извещатели должны быть в жилых комнатах, купим и установим.
С точки зрения пожарной безопасности в этом доме все в порядке. Участковые инспекторы милиции уточняют свои вопросы, отправляемся дальше. По дороге узнаю: по следующему адресу проживает семья – родители и двое детей. Главе семьи вынесено защитное предписание. Поэтому дома он бывает лишь в отсутствие жены и детей, чтобы почистить и вытопить котел. Хозяин дома хлопочет во дворе. Правоохранители сообщают цель визита, просят пройти в дом, показать, что да как. Молодой человек открывает дверь. Сразу же на веранде обращаем внимание на проводку – новая, уложена в короб, так же и во всех комнатах. На кухне – светодиодная лампочка.
– Так положено по пожарной безопасности – если нет абажура,– говорит молодой человек. – И, вообще, в доме все лампочки энергосберегающие. Два АПИ в жилых комнатах установлены.
– В рабочем состоянии?
– Конечно! Пожарные недели две как проверяли. Дом отапливается котлом на твердом топливе. Стараемся все делать по правилам.
– А в доме почему резкий запах табачного дыма?
– Виноват, привычка…
– Причем вредная и опасная!
– Согласен, постараюсь исправиться…
В следующей семье воспитываются трое малолетних детей. Вместе с детьми и внуками проживает бабушка.
– Проходите-проходите, – приглашает она в дом. – Смотрите, что нужно. Сейчас дочка подойдет. Вон они с мужем дрова во дворе пилят (показывает в окно). Двое внуков в детском саду, третий – дома.
В доме тепло. Отапливается помещение двумя печками. Хозяйка рассказывает, как правильно эксплуатировать печь:
– Не первый год пользуюсь печным отоплением, знаю, что к чему, чтобы было безопасно. Этим правилам и молодежь учу (улыбается). Вот эта печка уже 45 лет стоит. Не поверите: умер хозяин – печка дала трещину… В этом году планируем ее переделывать. Есть еще один недочет в нашем доме – отсутствует АПИ. Наслышаны: вещь полезная – в случае чего заранее предупредит об опасности. Обязательно купим.
Интересуюсь:
– А как вы относитесь к таким рейдам?
– Все в порядке вещей! Что плохого в том, что о нашей безопасности кто-то заботится? А вообще, скажу вам, эта забота должна быть общей – и, в первую очередь, сами люди должны задуматься о своей безопасности.
Еще несколько домовладений – серьезных нарушений не выявлено. Испытываю чувство удовлетворения за крупчан – народ сознательный, правила пожарной безопасности знает и соблюдает.
– Не торопитесь обольщаться, – говорит Роман Бутринов. – Напоследок заедем по адресу, где проживает мужчина, состоящий на учете в уголовной инспекции. Гражданин ранее судимый, постоянно совершает правонарушения. Профилактическая работа с ним не привела к положительному результату – мужчина оформлен в ЛТП. Как только появится путевка – отправится на принудительное лечение от алкогольной зависимости.
В коридоре – старая оборванная проводка и «лампочка Ильича». В буквальном смысле наповал сражает устойчивый запах перегара и табака. Хозяева пытаются вникнуть в суть дела и объяснить ситуацию. Внятных ответов мы так и не получили.
– АПИ? Какой АПИ? Печку топим, холодно ведь.
– А предтопочный лист где?
– А зачем?
Место предтопочного листа густо усыпано окурками.
– А вы в курсе, что курить в доме небезопасно, да и к тому же в состоянии алкогольного опьянения? А если вдруг беда? Совсем рядом другие жилые дома. Получается, что несоблюдение вами правил пожарной безопасности может привести к большой трагедии.
В ответ – молчание… Участковый инспектор милиции задает мужчине несколько вопросов, составляет акт обследования…
По заснеженному городу возвращаемся в редакцию. Под впечатлением от увиденного захотелось порассуждать. Государство проявляет заботу о безопасности своих граждан. Регулярно проводятся профилактические рейды и мероприятия по домовладениям, затрачивается немало средств и усилий. И все для того, чтобы, как говорится, дойти до каждого двора и призвать к безопасности. И хорошо, если рекомендации идут на пользу, люди внемлют советам специалистов и добросовестно делают работу над ошибками. Так ведь зачастую получается, что «голова болит» лишь у тех, кто приехал с проверкой. И никакие акты и протоколы не устрашают. Как в нашей ситуации по последнему адресу. Да, хозяин дома отправится в ЛТП. Хотелось бы, чтобы эта мера возымела должное действие!