Хозяйский подход
Есть в Старом Соколе и свой истинный хозяин. Староста деревни Виктор Павлович Воронович болеет за сельчан и округу всей душой. В этом году он в районе признан лучшим старостой деревни. И это тоже – не случайность.
Мы побывали на Ухвальщине накануне Покрова и убедились, что даже сегодня, когда местных жителей здесь можно уже по пальцам пересчитать, Старый Сокол выглядит ухоженно. Приставка «Старый» в его названии ассоциируется не с усталой птицей, а с благородным, зорким, уверенным в себе старшим представителем «птичьей династии».
Все дома в деревеньке ухожены, обкошены, заборы вокруг ровные, добротные. Сразу заметно, что люди здесь живут работящие, рачительные. Такие, которым важно самим чувствовать себя в доме не случайным гостем, а человеком, который планирует, решает, делает. На соседей здесь кивать не принято, каждый отвечает за себя.
Стучимся в дом к Виктору Павловичу. Мужчине – 85 лет, а по внешнему виду усадьбы не заметно, что ее хозяин передвигается с палочкой и «силы уж не те». И хозяйка в доме – жена Тамара Афанасьевна – ему под стать. Дама аккуратная, бойкая, в себе уверенная. Разговорились…
– Вместе мы 57 лет, – говорит она. – По характеру разные, но хорошо дополняем друг друга. Он спокойный, рассудительный, подход найдет к любому человеку, хороший организатор. Ведомо, столько лет на ответственных должностях. Долго руководил работой Ухвальского сельпо, а перед пенсией три с половиной года был председателем Денисовичского сельсовета. На работе в торговле мы и познакомились, когда в 1963 году я прибыла сюда с Витебщины на должность товароведа. Поженились. Два сына нажили. Одного уже, правда, нет с нами (вздыхает)… Но, благо, мы не одни. Сын и три внучки приезжают из Минска. Ведем тогда с ними беседы о жизни, часто вспоминаем былое.
– Были времена, когда на Ухвальщине в каждой деревне был магазин, или хотя бы лавка на дому, – присоединяется к беседе Виктор Павлович. – Сам я местный. Людей уже тогда знал хорошо. И знал я также, что без авторитета в работе и по жизни очень сложно. А потому старался его заслужить делами и не потерять. До армии работал бригадиром, учетчиком в колхозе, а отслужив три года, пошел учиться. В торговле начинал с экспедитора и вскоре был назначен председателем Ухвальского сельпо. Оно объединяло 25 торговых точек. Мы тогда еще и заготовками занимались. А это тоже ответственный участок работы. Также в нашем ведении была хлебопекарня, сапожная мастерская, КБО. Нужно было уметь планировать все четко, рассчитывать грамотно, делать быстро и находить подход к людям. Хочу верить, что у меня это получалось, иначе бы так долго в должности не проработал (улыбается). Опыт общения с людьми накопил большой.
– Все правда, – поддерживает жена. – Этот опыт он сегодня использует во благо деревни. Старостой его выбрали еще накануне выхода на пенсию. Когда он в Денисовичах работал. Уж очень активным был. Помнится, как мост наш через речку развалился, так мы не стали ждать, пока к нам кто-то приедет и его отремонтирует. Трактор у нас был свой. Виктор позвал на помощь местного хлопца, вместе с ним привезли из лесничества бревна. Затем договорились с людьми, которые ветхий дом разбирали, чтобы те досок «подкинули» на общее благое дело. «Пазлы» сложились воедино, и мост снова стал проходным.
– Благо, что люди у нас понятливые, – говорит староста. – Подходил, объяснял, что нам же самим по этому мосту ходить за грибами-ягодами в лес. Да и кладбище у нас за рекой. Согласились помочь. Друг с другом поговорили, и собралась когорта. Стыдно было сидеть на скамеечке, когда другие работают. А вообще, признаюсь, что разное бывало. Иногда и отказы приходилось выслушивать. Тогда шел и сам начинал делать. Народ в итоге подтягивался постепенно. Извинялись и присоединялись к работе.
Виктор Воронович при организации работы всегда активно практиковал и практикует сегодня метод собственного примера. Вот недавно накопал деревьев и решил аллею посадить. Конечно, дается это уже очень тяжело. Но он не сдается. На коленях ползает, но «работу работает». А там, по его же признанию, и случайные прохожие останавливаются, чтобы помочь. Были случаи, что и целые семьи останавливались. Муж, жена, дети выходили из машины, брались за лопату и вносили свою лепту в реализацию задумки по посадке аллеи вдоль дороги на деревню. Виктор Павлович верит, что пройдут годы, они вернутся сюда и будут любоваться красотой природы, вспоминать, как вместе со старостой деревни славно потрудились – и результат работы их порадует.
Спокойствие и красота
Вот только жаль местному населению, что молодежи в деревне все меньше. Всего четыре семьи трудоспособного возраста. А ведь были времена, когда она звенела голосами круглосуточно. С раннего утра хозяева вставали и управлялись по хозяйству. Печи топили, живность кормили, коров на пастбища провожали… Потом все на работу разбегались. Старшее поколение выходило беседы поддержать, детвора бегала, суетилась. А вечером снова работали, и допоздна молодежь шумела.
Сейчас все несколько иначе. В Соколе тишь и благодать. Только летом в отчие дома приезжают дети-внуки. Зимой о том, что деревня жива, напоминает лишь редкие дымки из труб над крышами. Но есть ценители и этой атмосферы…
Так, недавно тут начали строиться два друга, которые работают в IT-сфере. Один из них местный. Второй просто однажды приехал в гости, да и настолько оказался очарован местными пейзажами, что решил здесь также дом поставить.
– Мы, правда, отговаривали Дмитрия строиться на болотине, – рассказывает староста Виктор Павлович. – Мол, мест хватает, есть и лучше. Но он уперся. Говорит, что участок приглянулся именно над речкой. И дом привез какой-то интересный. Почти готовый сразу. Установил каркас на сваях, и теперь потихоньку строит дальше. И даже там живет уже. Хотя вокруг работы еще много.
Красивый современный домик с видом на реку и у его друга. Приятно поутру, наверное, усесться с чашкой кофе на террасе и любоваться красотой природы… Вот только в день, когда мы приезжали в Старый Сокол, с парнями встретиться у нас не получилось. Зато про них немного рассказали старожилы.
– Приятно нам общаться с молодежью, – говорит Тамара Воронович.– Видно, что люди они вежливые, обходительные. Да и если нужна нам помощь, то охотно поддерживают начинания. Мужу, когда к ним обращался, ни разу не отказали. Работящие, вежливые молодые люди. Для «дачников» такой подход к работе нам приятен. Далеко не все, конечно, но случается, что люди покупают дом и едут в деревню сугубо отдыхать. И даже во дворе своем, вокруг его порядок идеальный не блюдут. И тут уж мы стараемся им напомнить, что надо бы траву обкосить, дрова сложить, забор поправить…
– Да, такие случаи бывали, – признается Виктор Павлович. – Иду тогда для разговора в дом. Хотя и знаю, что не всем приятно слышать наши замечания. Однако, правда, что бывает со стороны нам, сельским жителям, виднее, где нужно на участке руку приложить. Не случайно ведь у нас в деревне очень многие подворья можно смело признавать домами образцового порядка.
А также чистота
И все же одна усадьба из числа старых добротных в Старом Соколе выделяется особенно. Это родительский дом Раисы Юбко. Вместе с мужем Петром они с утра и до позднего вечера как пчелки трудятся во дворе. В прошлом году Ухвальским сельским исполкомом подворье матери Раисы – Нины Саковец – было официально названо «Усадьбой образцового порядка». В этом году, когда пожилой хозяйки уже, к сожалению, нет в живых, звание «Усадьба образцового порядка» этому дому подтвердила районная ветеранская организация. Раисе и Петру был вручен подарок за столь ответственный подход к чистоте на участке.
– Но честно вам признаюсь, что по-другому жить я не умею, – отмечает Раиса.– Мне нужны порядок и чистота везде. Так было принято в родительском доме и в годы моего детства. Люблю «стерильность, как в операционной» (смеется). Проснусь и все чищу, мою, натираю. И во дворе стараюсь, чтобы все было прилично. Всю свою взрослую сознательную жизнь я прожила в Минске. Училась там, работала, а как вышли с мужем на пенсию, так случилось тут, что мать моя слегла. Пришлось вернуться. Пять лет ухаживала за ней, и просто старалась, чтобы было уютно и комфортно. И вот привыкли мы уже здесь жить. Планируем чуть позже ремонтом заняться так, чтобы дом был не только аккуратный, но и с современными условиями быта: душ установим, санитарный узел. Главное, чтобы здоровье не подвело. Нам нравится в деревне жить. Квартира в Минске есть, но там мы лишь зимуем.
В деревне Раисе нравится чистый воздух, свобода и отсутствие городской суеты. В Минске она выучилась на инженера-технолога и работала сначала на заводе, а потом более десяти лет в крупной фирме по автозапчастям в отделе маркетинга.
И муж Раисы – Петр – из Старого Сокола. Хотя родители его изначально жили на Могилевщине. Вернулись на малую родину, когда парню вот-вот нужно было идти в армию. Тогда они с Раисой и познакомились. Девушка уже училась в институте. Поженились. И вот 35 лет как они вместе. Оба работящие, а потому в деревне им скучно не бывает. Пока жена хлопочет в доме, муж на участке трудится. А особое удовольствие он получает от работы в гараже, который они построили первым делом. У Петра свой собственный гараж для машины был давнею мечтой. Приезжает и сын на выходные. Помощник он в делах, где нужна сила. А в основном справляются пока вдвоем. В деревне ведь рабочих рук особо не сыскать. Так что привыкли полагаться на себя. Еще и пожилым соседям помогают.
Старые традиции и новые реалии
– Да-да, к Раисе с Петей часто захожу, – рассказывает гостья Анна Васильевна Дудко, чей дом неподалеку. – На въезде в деревню живу одна. До Виктора и Тамары Вороновичей идти мне с палочкой далеко. А эта пара живет как раз посередине. Одно лишь «но» сейчас – стараемся пореже вместе собираться. Из-за ковида. Будь неладен он… Теперь обычно поутру звоним друг другу мы по телефону. А как же быть?! Общение прерывать не хочется. Все люди мы открытые и дружные, почти родные. Вот и сейчас Раиса в гости позвала на блины с домашним медом. Ведь завтра же Покров – праздник, который раньше мы отмечали всей деревней. Но, благо, что сейчас хоть небольшой компанией, но собрались на чай.
– Эх, правда это, – вторит ей наш провожатый по деревне Виктор Воронович. – Давно мы просто так не сидели за столом вместе. Обычно захожу по делу или же звоню. Все суета сует, а ведь родные наши когда-то находили время среди будней и для того, чтоб просто посидеть и пообщаться. Блины пекли всегда – традиция такая. С медком их все любили есть – от мала до велика.
Накрыли стол. Поставили блины и мед, а также блюда, чтобы приятно и душевно посидеть. Хозяйка и шарлотку испекла – ароматную, пышную, аппетитную. И беседа полилась с новой силой.
А может, знает кто-то, откуда у деревни появилось столь звонкое название? Такой вопрос озвучили – и сразу пауза. Как оказалось, на селе никто особо не задумывался, а почему деревня их так была названа?
– Могу лишь вспомнить, как родители, когда весной пахали землю под посадку, всегда вели беседы, что на месте огородов (у берега реки), когда-то вроде жил какой-то пан, – заметила хозяйка дома Раиса. – Фамилия у него была не то Соколов, не то Соколовский. Отсюда, мы предполагали, и название. А почему наш Сокол Старый? Так наше поселение намного старше Сокола, которое расположено по-соседству и именуется Новым. В прошлом году отпраздновали мы 350 лет. И эта дата лишь с момента, когда в истории село упоминалось. Что касается огорода, то там было очень много камней. Впечатление, что действительно когда-то там была постройка. Мы камни убирали, а они все росли и росли из-под земли каждый год. Так что, может, есть и в этой версии доля правды.
– Да, жаль, что в юности мы мало расспрашивали об истории деревни ее живых свидетелей – отцов и дедов, – отмечает Анна Васильевна. – Ведь я здесь родилась и выросла… И даже сама уже отношу себя к старожилам. А как же! Ведь 86 лет – возраст солидный. Старше в деревне только тетка Волька по фамилии Дудко. К слову, у нас почти все в Старом Соколе либо Дудко, либо Юбко. Так вот, нашей старшей жительнице почти 100 лет. Она узница фашистских концлагерей. Обидно только, что поговорить с ней не получится. Лежачая она. К ней дети приезжают из Питера, и смотрят в порядке очередности. Но из-за вируса сегодня к ним в дом почти никто не ходит. Дабы не принести беды. Сейчас вот понимаем, какие все-таки раньше были счастливые времена. Ходили, общались, и не нужно было волноваться, как бы позже чего не вышло. Сейчас немного по-другому. Но мы верим, что все изменится.
– Да, жизнь должна наладиться, – соглашается Виктор Павлович. – Так будет не всегда. И хочется нам верить, что молодежь обязательно оценит красоту села и будет возвращаться все активнее сюда из городов. Все предпосылки есть. Сейчас ведь при наличии машины в доме ты не привязан к месту одному. А многие и по работе спокойно могут выполнять свои обязанности не в офисе, а на так называемой «удаленке». Мир меняется. И мы, люди, меняемся. Неизменно одно – наши ценности и наши корни.
Сельчане также вспомнили, что год назад прекрасный праздник в их деревне получился, когда они совместно с Ухвальским сельисполкомом решили зародить традицию гуляния деревней. На праздник в Старый Сокол приехали гости. А нынче летом традицию празднования Дня деревни они торжественно передали Новому Соколу. У соседей побывали, поздравили их с прекрасным начинанием и выразили веру, что соберутся вместе они еще не раз.
– Такие праздники нам нужны, – подчеркнула Раиса Юбко. – Они дают возможность понять, как много значит малая родина, ощутить ее любовь, зарядиться энергией родных мест, молодому поколению узнать от старейшин историю своей деревни, ведь только так сохраняется связь поколений.
Впечатление – «Ух!»
Приятная беседа получилась. О Старом Соколе осталось впечатление, как об очень светлом и добром месте, где живут гостеприимные и открытые люди. Где каждый дом приятно рассмотреть, подворьями приятно любоваться.
А еще нам запомнилось первое впечатление «Ух!», когда на подъезде из-за пригорка внезапно мы увидели домики, уютно расположившиеся среди деревьев. Вот только фото всей прелести картины той не передало. Объема не хватило и цветов в изображении газетном, черно-белом. И как итог – без фота сей сюжет.
Увидеть его можно и вживую. Достаточно свернуть с дороги на Ухвалу и через Новый Сокол в гости «завітаць» в деревню Старый Сокол. Хотя бы ненадолго – на минуту. А если повезет, то встретить старосту с саженцами и посадить один, или пяток… Тут как душе угодно!..
Фото Александра БУДЬКО.
Борис МАКАРЕВИЧ
Старый Сокол – живописное место,
Так хорошо здесь, уютно, чудесно.
Манит природа своей красотою
Осенью, летом, зимой и весною.
Сосны и ели шумят над водою,
В ласковый полдень и лунной порою.
Песни поют голосистые птицы,
Время листает тихонько страницы.
Тут не скучает без дела крестьянин,
Каждый здесь мастер и каждый хозяин.
Мост над рекою построили сами,
Разом, всем миром, своими руками.
Я наблюдать за прекрасным умею,
Радует сердце деревьев аллея.
Жители сами ее посадили,
Так как природу все время ценили.
Люди простые, с открытой душою,
Мирно живут неразлучной семьею.
Очень тепло здесь гостей принимают,
Медом, блинами всегда угощают.
Аурой тянет обитель лесная,
Разных людей из различного края.
Благополучья, тепла атмосфера,
Служит приезжим достойным примером.
Староста Виктор всех дел заводатор,
Инициатор и организатор,
Лучшим в районе признан по праву,
Делом снискал себе добрую славу.
Парень-айтишник сюда приезжает,
Каждый в округе минчанина знает.
Дом свой возводит и может быть скоро,
Он на деревню сменяет свой город…
Солнце садится, Сокол покидаем,
Мы на прощанье ему пожелаем.
Счастья, удачи и мирных рассветов.
Чистого неба и праздника света.