В работе семинара принимали участие представители Минлесхоза, учреждения «Беллесозащита», главные лесничие и ведущие инженеры по лесозащите ГПЛХО, главные лесничие и инженеры-лесопатологи отдельных лесхозов, УО «Белорусский государственный технологический университет», ГНУ «Институт экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича НАН Беларуси», ГНУ «Институт леса НАН Беларуси», ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений», а также зарубежные коллеги, специализирующиеся в области лесозащиты, из Литвы и Эстонии.
На заседании, которое проходило в агрогородке Замки, разговор шел о лесопатологической ситуации в лесном фонде нашей республики, о карантинных мероприятиях против вредителей и болезней, целевых категориях земель лесного фонда и режиме ведения хозяйства, санитарных требованиях к состоянию насаждений и санитарно-оздоровительным мероприятиям, о диагностике послепожарного состояния насаждений. Поднимались также и другие актуальные на данный момент вопросы.
Основной задачей лесоводов, как известно, является защита и охрана леса. За последние пять лет площадь очагов вредителей и болезней сократилась почти на 18% и составляет 161 тыс. га, площадь гибели лесов в среднем не превышает 9 тыс. га. Специалисты отмечали, что климатические изменения, обозначившиеся в последние годы, явно не по нраву многим насаждениям. Ведь то, что является стрессовым фактором для здоровья леса, для вредителей – это благоприятные условия для развития их популяции.
Одним из вопросов, обсуждаемых участниками, стала и проблема усыхания ельников. Она приняла уже затяжной характер и перешла из лесопатологической категории в эколого-экономическую. Известны сведения об усыхании ели в разных регионах ее естественного распространения на протяжении более двухсот лет. Начиная с 1990-х и до настоящего времени, с небольшими перерывами происходит массовое ухудшение состояния и усыхание еловых лесов. Это наблюдается в Беларуси, Польше, Литве, России и других странах.
Основная причина – периодически возникавшие в разные вегетационные периоды экстремальные засухи. Это привело к хроническому снижению защитных свойств ели и развитию процессов размножения стволовых вредителей, которые и обусловили массовое усыхание деревьев в разной степени на определенной площади.
Однако, как отмечалось, не всегда «виноваты» короеды. Усыхание может происходить при подтоплении корневых систем деревьев в результате дорожно-строительных работ или значительного понижения уровня грунтовых вод после проведения осушительных мероприятий, оборудования скважин для пользования подземными водами населением, промышленностью, что обуславливает снижение запасов влаги в почве, доступной для растений.
Что же делать? Совет научных сотрудников Института экспериментальной ботаники имени В.Ф. Купревича НАН Беларуси следующий: для предотвращения ущерба, профилактики, минимизации и преодоления последствий периодического усыхания насаждений необходимо очень оперативное реагирование работников лесного хозяйства, проведение комплекса мероприятий по надзору за состоянием древостоев, по защите леса, повышению его продуктивности и устойчивости. Также необходимо своевременное проведение выборочных или сплошных санитарных рубок с целью рационального использования древесины и лесовосстановления. Леса должны приносить пользу не только нынешнему, но и будущим поколениям.
После теоретической части была организована импровизированная полевая экспедиция по четырем кварталам Бобрского опытно-производственного и по одному – Крупского лесничеств. Здесь на практике отрабатывались нюансы выполнения лесозащитных мероприятий, обсуждались особенности выкладки ловчих деревьев, на примерах рассматривались методы защиты заготовленной древесины, биологические методы защиты лесов. Участники семинара увидели по всем правилам организованную валку модельного дерева для учета гусениц и личинок, вели разговор о рекогносцировочном надзоре за состоянием лесных культур младших и старших возрастов, о защите их от повреждения дикими копытными животными.
Фото Александра БУДЬКО.