Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в транспортной системе республики. Его грузооборот и пассажирские перевозки значительно превосходят все другие виды транспорта. При огромном скоплении грузов и пассажиров нарушения уставного порядка движения поездов, правил пользования ими, а также нарушения общественного порядка приводит, как показала практика, к тяжелым последствиям.
Формы и методы деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и безопасности на транспорте неразрывно связаны с особенностями среды их функционирования.
К ним относятся:
- концентрация больших людских потоков;
- повышенная общественная опасность системы транспорта;
- подверженность пассажиропотоков сезонным и погодным колебаниям;
- круглосуточный цикл работы;
- большие скорости передвижения;
- привлекательность объектов транспорта для несовершеннолетних;
- совершение на объектах транспорта значительного количества правонарушений самими работниками транспорта и жителями ближайших населенных пунктов;
- быстрая сменяемость оперативной обстановки.
Увеличение количества людей, пользующихся транспортом (ежегодно железнодорожным транспортом Республики Беларусь перевозится более 147 млн. человек) вызывает необходимость организации охраны общественного порядка определенным образом. Большая концентрация пассажиров способствует установлению контрактов между малознакомыми гражданами, что делает возможным совершение различных правонарушений с использованием фактора доверчивости людей. Скопление пассажиров затрудняет розыск правонарушителей. Кратковременность пребывания на вокзалах встречающих и провожающих усложняет установление очевидцев правонарушений и самих правонарушителей.
Железнодорожный и воздушный транспорт согласно существующему законодательству отнесен к источникам повышенной опасности. Ежегодно на транспорте республики гибнет более 300 человек.
Анализ динамики пассажирских перевозок по месяцам показал, что их наибольший объем приходится на май — сентябрь. В зимний период происходят частые опоздания поездов. В пасмурную погоду — задержка рейсов самолетов. Именно в эти периоды регистрируется и увеличение правонарушений на объектах транспорта.
Поезда, средства сигнализации и связи, светофоры, разнообразие перевозимых грузов и т.д., относительно свободный к ним доступ и другие факторы привлекают несовершеннолетних к объектам транспорта. Чаще всего подростки, пользуясь бесконтрольностью со стороны родителей из-за их занятости или безответственности, идут на объекты транспорта с целью проведения времени. Зачастую это ведет к совершению ими правонарушений. Наиболее характерными правонарушениями и преступлениями, которые совершают несовершеннолетние на объектах транспорта, являются кражи, хулиганства, грабежи, битье стекол в поездах.
Около 80% лиц, совершающих правонарушения на объектах железнодорожного транспорта, как правило, жители близлежащих населенных пунктов.
Концентрация на объектах транспорта большого количества лиц, находящихся там, как правило, непродолжительное время, высокие скорости их передвижения способствуют быстрой сменяемости оперативной обстановки. В результате очевидцев правонарушения установить бывает крайне трудно. Место совершения правонарушения (особенно если это случилось в пути) и место его обнаружения зачастую не совпадает. На практике это приводит к тому, что заявления совершенных правонарушениях поступают в тот орган внутренних дел на транспорте, где правонарушение обнаружено, а не в тот, на территории которого оно совершено.
Угроза для окружающих функционирования железнодорожного транспорта как источника повышенной опасности. В Законе Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» указано, что все территории, на которых расположены железнодорожные линии и другие
железнодорожные коммуникации, являются зонами повышенной опасности. Особую озабоченность вызывает тот факт, что объекты железнодорожного транспорта используются некоторыми гражданами для сведения счетов с жизнью.
За шесть месяцев 2018 года на территории Минской области травмировано (погибло) на объектах железнодорожного транспорта 24 человека, из них:
- 2 (2 - 2017) несовершеннолетних, (1 несовершеннолетний на территории Крупского района 01.06.2018 г. на ст. Бобр несовершеннолетний А. был травмирован - причина переход железнодорожного полотна в неустановленном месте);
- 4 (10 - 2017) пенсионера;
- 8 (8 - 2017) граждан находились в состоянии алкогольного опьянения);
Погибло – 14 человек, 7 человек травмировано, 2 - суицида (28.03.2017 г. Крупский район о.п. Красновка – жительница г. Жодино Кресс А.А. бросилась под поезд)), 1 попытка суицида.
Причиной травматизма и гибели граждан стало не соблюдение элементарных правил безопасности на объектах железнодорожного транспорта:
- хождение либо переход железнодорожных путей в неустановленном месте – 8 фактов (6 - 2017),
- умышленная попытка самоубийства – 3 факта (4 - 2017),
- нарушение мер безопасности либо попытка переход путей перед приближающимся поездом - 12 фактов (8 - 2017),
-проезд на крыше вагона либо электравма железнодорожной контактной сети – 1 факта (3 - 2017).
Сотрудниками Крупского РОВД за шесть месяцев 2018 года за проход по железнодорожным путям в неустановленном месте составлено 12 (11 - 2017)административных протоколов по ч. 5 ст. 18.3 КоАП Республики Беларусь(Нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском транспорте).
Крупский РОВД.