Как только этот объект появился на площадке, он сразу же привлек повышенное внимание детворы.
– Поначалу мы практически постоянно находились там, – рассказывает участковый инспектор по делам несовершеннолетних Крупского РОВД Иван Куркин. – Потому что детей было не удержать, они норовили залезть на него, покататься на лопастях. Объясняли, что этого делать нельзя, что это не качели, а объект архитектурного комплекса. Да, многие просто приходили посмотреть, сфотографироваться. Мы видели, как родители рассказывали детям, что шалить здесь нельзя, поясняли, как правильно себя вести. Но большинство ребят было без сопровождения родителей и, как мы убедились, без должного понимания о правилах поведения.
– В настоящее время проводится материал проверки, по нему опрошен ряд несовершеннолетних и установлен несовершеннолетний, который совершил это деяние, – продолжает Иван Куркин. – Сейчас мы устанавливаем умысел – либо ребенок специально нанес повреждение, либо по неосторожности. И даже если он сделал это по неосторожности, то в любом случае родители будут обязаны возместить ущерб. Что касается ответственности, если ребенок не достиг 14 лет, то отвечать за него придется родителям.
Статья 9.4. КОАП Беларуси «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей» гласит следующее. 1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин. 2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.
– На родителей ребенка будет составлен протокол, который направляется в комиссию по делам несовершеннолетних, – разъясняет дальше Иван Куркин. – Там вопрос рассмотрят комиссионно все субъекты профилактики, и будет вынесено соответствующее решение: либо предупреждение, либо штраф. Принятое решение по административному правонарушению комиссия присылает в инспекцию по делам несовершеннолетних, и на этом основании мы проводим с несовершеннолетним индивидуальную профилактическую работу. Хочу обратить внимание на то, что раньше мы не ставили на учет, если в ходе проверки было установлено, что умысел был, но ребенок не достиг возраста, и материал прекращали. Сейчас же требования законодательства таковы, что если ребенку исполнилось 10 лет, он совершает деяние, то однозначно будет взят на учет. Учет длится год, все это время с ним и с семьей проводится профилактическая работа, проверки на дому и по месту учебы, ведется мониторинг его поведения в интернете.
Со времени, когда несовершеннолетний достигает возраста 14 лет на момент совершения уголовного деяния, он уже несет ответственность сам в зависимости от нанесенного ущерба и умысла содеянного.
Часто приходится слышать фразу: «Все идет из семьи». И хорошее, и наоборот. Многие родители оправдываются тем, что слишком заняты на работе, а затем домашними хлопотами, и не всегда хватает времени на беседы с детьми. Отчасти так. Но если положить на чашу весов занятость и возможные последствия детских шалостей, то вывод будет очевиден. И это не просто разбитое стекло. А если бы ребенок травмировался сам и травмировал других? Это же относится и к безопасности на дорогах, у водоемов и так далее, и тому подобное. Так что, цена нехватки времени для воспитания детей, привития им навыков законопослушного поведения и безопасности может быть очень высокой. И помнить об этом надо всегда.
То же относится не только к родителям, но и ко всем нам, членам общества. Важно не проходить мимо небезопасных шалостей детей, долг каждого взрослого – предотвратить беду.
Планируется, что в районе мемориального комплекса будет установлено дополнительное видеонаблюдение. Это, конечно, правильно. Но важно, чтобы у каждого человека, в том числе и маленького, был свой внутренний голос, свои четкие убеждения, что такое хорошо, а что такое плохо. Давайте учить этому наших детей.