…Был 1979 год. Двадцатилетний лейтенант, с отличием окончивший Ленинградское высшее артиллерийское училище, Павел Смирнов направлен служить в Туркестанский военный округ в город Ашхабад. Он – командир артиллерийской батареи. В декабре часть была поднята по тревоге и вышла в район развертывания. На месте дислокации батарея была укомплектована приписным составом и в полевых условиях вела подготовку техники к переброске.
– В январе 1980 года приписной состав был уволен, прибыли солдаты срочной службы и офицеры из других округов, – вспоминает Павел Анатольевич. – Все это время жили в полевых условиях, подготавливая технику и проводя боевое слаживание.
Месяц личный состав отрабатывал согласованные действия, совершенствовал навыки владения вооружением и техникой и так далее.
– Уже в феврале 1980 года эшелоном часть была направлена в узбекский город Термез, – продолжает Павел Смирнов. – Оттуда своим ходом, совершив марш-бросок, мы пересекли государственную границу и вошли в Демократическую Республику Афганистан. Преодолев перевал Саланг, прибыли в район дислокации под городом Чарикар, где и был развернут палаточный лагерь. Там батареи, сменяя друг друга, несли боевое дежурство.
Цену каждой минуты на войне, каждого решения, слова и действия знает только тот, кто через это прошел. У командиров – величайшая степень ответственности за выполнение боевой задачи и за людей. Представить только: двадцатилетний комбат, у которого в подчинении взводные старше его почти на 10 лет, и старшие лейтенанты, и даже капитаны! Молодой командир четко понимал, что не имеет права на ошибку.
Задачей первого этапа войны была организация охраны пунктов дислокации и различных объектов, поддержка режима Народно-демократической партии Афганистана и безопасность южных советских границ. Опасность подстерегала наших воинов со всех сторон, так как моджахеды не следовали методам «классической войны», которым были обучены войска СССР, а навязали тактику «партизанской войны».
Этим ребятам выпало первым столкнуться со всеми сложностями.
– Жили в палатках, постоянно в состоянии боевой готовности и с оружием в руках, – рассказывает Павел Анатольевич. – Советская форма не была приспособлена к погодным условиям. Пилотка не защищала от палящего солнца, а фуражка офицера была отличной мишенью для снайпера. Правда, уже в дальнейших боевых действиях этот момент был учтен.
Реалии войны показали, что грозные дальнобойные пушки в условиях гористого рельефа Афганистана малоэффективны, они просто не могли поразить цель на вершине горы – не позволял угол. Проанализировав ход боевых действий, командование приняло решение о нецелесообразности дальнейшего нахождения части на территории страны. В июле 1980 года часть была выведена в город Каттакурган Узбекской ССР без исключения из состава 40 армии, в которой и находилась до дня окончательного вывода войск из Афганистана. Часть располагалась километрах в трехстах от границы, и в любой момент их могли поднять по тревоге.
Война – суровая проверка профессионализма и характера. Она обостряет и обнажает все, и остается только истинная сущность, остается правда. Она в том, что молодой командир с честью выполнил свою задачу. Заслуженный им авторитет и отношения, проверенные войной, стали крепкой мужской дружбой, которой «афганцы» верны по сей день. А главное – за время службы в Афганистане весь личный состав, который был в его подчинении, сохранен. Ребята вернулись домой живыми.
В 1982-83 годах Павлу Смирнову вновь довелось исполнять интернациональный долг – два года на Кубе. Там он тоже командовал батареей, а на груди засияла медаль «За боевые заслуги». Вернулся опять в Каттакурган.
Служба у талантливого офицера складывалась успешно – в 30 лет он был уже подполковником. По тем правилам после 10 лет службы в Туркестанском военном округе военных переводили в другое место. Был 1990-й год, и Павел Анатольевич приезжает в Крупки, здесь служит командиром дивизиона. А закончил карьеру военного в Санкт-Петербурге.
В характере этого человека – все делать максимально хорошо. Поэтому успешен он был и в ратном деле, и в гражданской жизни. Закончил политехнический, устроился в Крупское УМГ программистом, затем стал начальником службы АСУ, А и ТМ.
Любой человек в погонах скажет, насколько важен для военного надежный тыл. Со своей супругой Еленой Ивановной они вместе еще с поры, опаленной войной Афганистана. Семья, дети – это для Смирновых всегда было и остается святым. Очевидно, что в их доме живет счастье, пройдя через много испытаний. И это – главная награда.