С улыбкой встретила нас начальник станции «Бобр» Ирина Шакун. Вкратце рассказала о работе железнодорожной станции. С гордостью говорила о коллективе. Не один десяток лет на станции трудятся билетные кассиры Любовь Станкевич и Альбина Истужкина. Свыше 25 лет – дежурная по станции Наталья Гришанова, в такой же должности более 30 лет – Елена Пусько. Отцы дежурных по станции Олега Стасевича и Вячеслава Осиповского тоже были железнодорожниками. У Вячеслава Анатольевича и дед был путейцем. Сама начальник Ирина Владимировна – железнодорожница в четвертом поколении. Кстати, станцию она возглавляет два десятилетия. Действительно, есть чем гордиться.
Ирина Владимировна познакомила нас с молодым работником, дорожным мастером Сергеем Крутиковым. В этой должности он второй год, хотя трудится на железной дороге 10 лет. Сразу после Оршанского техникума четыре года отработал на станции «Славное». Столько же – бригадиром. А сейчас разбирается в тонкостях совершенно нового для него дела. Как отметила начальник, справляется хорошо. Порученные задания выполняет беспрекословно, этого требует и от своих путейцев.
– Скоростной поезд бизнес-класса разгоняется до 140 километров в час. Неплохая скорость на железной дороге, – рассказывает Сергей Крутиков. – Но все равно пассажир находится в дороге сравнительно долго. Это объясняется тем, что когда строилась железная дорога, то болотистую местность старались обходить. Крутых поворотов получилось немало. Поэтому поезд, когда к ним приближается, снижает скорость. Конечно, время не стоит на месте, заменены верхние строения, балластный слой, песчаная подушка. Наша работа и заключается в том, чтобы поддерживать в исправном состоянии рельсовое хозяйство, шпалы, полосу отвода. От нас тоже зависит, как быстро пассажиры доберутся до нужного места.
Работой Сергей доволен, ведь она не только ответственная, но и интересная. Он благодарен отцу, который помог выбрать ему профессию.
На вопрос о том, в какое время года сложнее всего работать, мастер ответил, что самый горячий сезон – летний:
– Нужно выполнять много путевых работ: менять шпалы, рельсы, скрепления и так далее. Зимой основная задача – борьба со снегом. Хотя последние годы зима не совсем снежная, но, как мы знаем, снег любит свалиться нам на голову неожиданно да и в большом количестве. Нет таких погодных условий, при которых железнодорожник не выйдет на работу! Это только техника может подвести. А человек – нет.
У Сергея двое сыновей. Старшему 8 лет, а младшему 9 месяцев. Старший сын не раз приезжал на работу к отцу, интересуется деятельностью работников стальной магистрали. Неудивительно, если в будущем на станции появится новое поколение железнодорожников.
Следующая – станция «Крупки». Когда мы приехали, то увидели, что здесь ведутся внешние отделочные работы железнодорожного вокзала. Это значит, совсем скоро пассажиров будет встречать и провожать обновленное красивое здание. Исполняющий обязанности начальника станции Андрей Усов показал нам кабинеты после косметического ремонта. Обстановка изменилась, появилась новая мебель, компьютеры. В кабинете товарного кассира Тамары Малашкевич мы поинтересовались о новшествах в работе.
– Появился у нас новый клиент – ООО «ДВЧ-Менеджмент», который на перспективу даст хорошие итоги в нашей работе, – отвечает Тамара Ивановна. – Уже отправили пробные три цистерны в Украину. В планах у них отправлять груз в Польшу, Россию. Клиентам мы всегда рады.
В коллективе товарной конторы станции «Крупки» четыре специалиста. Второй товарный кассир на станции – Елена Селюгина. Их напарники-приемосдатчики – Алла Коваленко и Елена Чернышева. В одной смене работают товарный кассир и приемосдатчик. У каждого свой круг обязанностей, но ответственность за безопасность грузоперевозок по железной дороге одна. Отгрузка и выгрузка вагонов полностью лежит на приемосдатчике, товарный кассир оформляет документы. Следит, чтобы груз полностью соответствовал нормативам.
Каждый работник железной дороги ежедневно выполняет множество важных задач. О том, в чем же заключается работа дежурного по станции, мы узнали у Дианы Зубрицкой, которая в момент нашего визита находилась, как говорится, на посту.
– Сюда пришла работать более 25 лет назад, – говорит Диана Николаевна. – Многое было непонятным. Только представьте, в распоряжении дежурного по станции находятся локомотивы, вагоны, постоянные устройства пути, сигнализации, связь. В подчинении весь дежурный штат станции. Дежурный по станции должен организовать работу так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнение плана перевозок. Но я скажу одно: с хорошим коллективом любая работа ладится.
После беседы с железнодорожниками стало понятно, что это люди особой профессии. Простые в общении, открытые, но, вместе с тем, с железной силой воли. Завтра они отметят свой профессиональный праздник. Коллеги поздравляют друг друга, желают профессиональных успехов и удачи. Чтобы все пути и стрелы были в правильном направлении. Чтобы горел зеленый свет любым начинаниям и желаниям.