Родом наш герой из Логойского района. С детства мечтал быть военным. В 1968 году поехал в Архангельск – поступать в мореходное училище. Увы, детским мечтам не суждено было сбыться. Парень вернулся домой. Поступил в ПТУ, отучился с отличием. Его направили на учебу в Пинский индустриально-педагогический техникум. После работал мастером производственного обучения в Свирском СПТУ.
– Через год меня избрали освобожденным секретарем райкома комсомола, – рассказывает Николай Николаевич. – В 70-е годы в милиции была напряженка с кадрами. Комсомол рекомендовал меня в Мядельский РОВД. Служебный путь начинал участковым инспектором милиции. С красным дипломом окончил Минскую высшую школу МВД СССР. Это была одна из лучших и престижных школ в Советском Союзе. Меня назначили на должность следователя. Потом – начальником следствия. Проявив личную инициативу, перешел в уголовный розыск. Эта сфера мне больше нравилась – надо было решать оперативные комбинации, раскручивать виновных. Адреналин еще тот!
Потом Николая Земницкого назначили замначальника милиции. С 1996 года он – начальник Крупского РОВД. И так до выхода на заслуженный отдых. В целом в погонах – 27 лет.
О делах ветеран службы может рассказывать долго:
– В бытность участковым участок мне немалый достался – и по площади, и по количеству населения – семь с половиной тысяч человек. Это теперь милиция мобильной стала. А тогда транспорта никакого. Так и в отделе-то всего три машины: у начальника милиции, дежурная и в ГАИ. На чем добирался? На попутках. Мотоцикл «Урал» выдали лет через пять после начала службы. По гравийке да с ветерком. Поверх формы – комбинезон тракториста, шлем. На место весь в пыли прибуду… Да, было довольно сложно. Люди приходили на службу в милицию, как говорится, от сохи и косы. Проходили какие-то курсы. Но выбор делали сознательно.
Слушаю Николая Николаевича и понимаю, честь мундира – прежде всего. Отвага, мужество – искренние понятия, от души, без пафоса. В милиции такие люди служили не ради заслуг – просто делали свою работу.
– Выходных да праздников не было в принципе, – продолжает Николай Земницкий. – Звонят, говорят: семейный скандал. Не скажешь, что сегодня выходной – приходите завтра. Садишься на мотоцикл либо попутную машину и едешь разбираться… Случится что, звонит дежурный, говорит выехать на место происшествия. А во сколько опергруппа приедет – неизвестно. Я должен выбыть и начинать разбирательство на месте. Помню, пришел в баню мыться, намылился. Мне говорят: «Николай Николаевич, ваша жена пришла». Думаю: «Что произошло?» Выхожу, Наташа говорит: «Из отдела звонили, сказали, на твоем участке убийство произошло». Всё – банный день закончился. Я выехал на место происшествия. То было убийство с отягтяющими обстоятельствами. Уже стемнело, убийца спрятался. Пока опергруппа приехала, я уже виновного нашел, задержал, успел разузнать, при каких обстоятельствах всё произошло.
Уловила от Николая Земницкого такую мысль: участковый – это хозяин на участке. Он должен быть в курсе всего, знать абсолютно всех, а подучетный элемент особенно.
– И преступления в основном раскрывались до приезда оперативной группы, – рассказывает ветеран службы. – С какими правонарушениями сталкивался? Это семейные скандалы, распри с соседями, угоны мотоциклов, велосипедов. И… кражи белья. Да-да. Женщина утром развесила постиранное на сушку. Вечером приходит и говорит: «Товарищ участковый, у меня две простыни пропали». Были также кражи – мелкие, крупные. Убийства были, ДТП. Всякого хватало. Не зря ж говорят: участковый инспектор милиции – универсал.
И работал он в те времена по-другому.
– Рации никакой – да она и не тянула, – объясняет Николай Николаевич. – Утром доложил дежурному по отделу, что выбыл на участок по такому-то делу – и за работу. И так до вечера. При себе, как я уже говорил, – пистолет. Но применить оружие было не так-то и просто. Для этого в Уставе предписание: в случае непосредственной угрозы жизни сотрудника милиции. Акцентирую: не здоровья, а жизни. А что такое непосредственная угроза? Тут грань очень-таки тонкая. Потому, как правило, мы оружие практически не доставали. У меня был случай. Приехал на семейный скандал, открываю дверь – ствол ружья мне прямо в грудь. Моя реакция? Я борьбой занимался. Сбил ружье в сторону, оно оказалось незаряженным. Но я же об этом не знал… Участковым проработал лет девять.
В 90-х годах появились новые виды преступлений: рэкет, вымогательства, разбойные нападения. У правоохранителей не было практики их документирования, расследования. Николай Земницкий приводит пример:
– Я уже был замначальника Мядельского РОВД. Поступила информация, что в коммерческих автобусах, которые ходили из России в Литву, грабили людей. Автобусы останавливали ночью, заходили люди в масках, с оружием. Пострадавшие не знали даже, в каком именно месте это происходит. Разве что лес кругом. Мы тогда для себя решили: банду надо взять. Это дело чести – ограбления происходят на территории нашего района. Собрали группу и сопровождали автобус, в надежде взять преступников с поличным. Потерпевшие даже их особых примет назвать не могли. Правда, одна женщина обратила внимание: «Один, ну, точно килограммов 140 будет. У него свитер с надписью «BOYS». Другая же запомнила, что бандиты были на красной машине – марку не знала. И указала, в каком направлении машина уехала после ограбления. И мы, зацепившись за эту красную машину, вышли на преступную группировку из Витебска. Поехали, задержали. Помню, сижу в кабинете, ко мне заводят здорового мужика. У меня первый вопрос: «Сколько ты весишь?» Он даже и не понял, отвечает: «140 килограммов». Что тогда поразило, так это проницательность свидетельницы: на глаз точно определила особую примету. Нам удалось грабителей раскрутить по полной. Это дело в числе первых было переквалифицировано как бандитизм. Чтобы вы понимали, сам факт создания банды несет за собой уголовную ответственность. В банде было пять человек, все получили большие сроки.
В памяти у Николая Земницкого – многое и в подробностях:
– Банду Шика взяли. Помню, задержали группу, у одного из преступников отец Героем Советского Союза был. А сам он на момент задержания учился в Академии МВД. При разработке преступной группы выяснилось, что во главе стоял бывший пионервожатый лагеря «Зубренок». Да, жить красиво хотели… Все здоровые, качки. Мышцы – в почете. Создали группу – и «зарабатывай» деньги…
В Крупском районе такие банды тоже орудовали. Как взять преступников, которые разбойные нападения на машины совершают в ночное время? Правоохранители знали: только с поличным.
– А для этого нужно провести определенные мероприятия, чтобы преступник «клюнул» на наживку, – поясняет Николай Николаевич. – Мы впервые начали проводить такие мероприятия, сняли бандгруппу. Наш опыт распространили на всю республику. Так что в этом плане мы были пионеры. Участок дорожной милиции создали – всё взяли под контроль. Не одну банду «накрыли». Как дела раскрывали? Поступало заявление от потерпевшего. Начинали оперативно-розыскные мероприятия. Труд этот очень сложный и кропотливый. Я всегда своим сотрудникам говорил, что раскрытие преступления – это творческий процесс. Тут и смекалку проявить надо, и интуицию, и аналитическое мышление требуется, и психологическими навыками обладать нужно. В милицию люди обращаются не от хорошей жизни – у каждого свои проблемы. Я учил сотрудников: нельзя оставаться равнодушным к человеческой беде. Каждого нужно выслушать, пропустить эту боль через себя.
Николай Земницкий – стратег. Потому работу в Крупском РОВД начал с создания команды единомышленников:
– Надо отдать должное моим заместителям, которых уже, к сожалению, нет в живых. Это Василий Павлович Бородач, Михаил Николаевич Рябцев, Леонид Михайлович Косточко. Горжусь, что пришлось работать с личным составом, на который всегда можно было положиться. Что касается оснащения, при поддержке Крупского райисполкома начали приобретать новый транспорт. Связь тогда плохая была. Район большой, куда-то отъехал – рации не тянут, телефонов не было. Пользуясь тем, что был депутатом областного Совета, благодаря Павлу Карповичу Зайцеву, он тогда депутатом Верховного Совета был и начальником финансово-экономического управления, мы смогли закупить портативные рации Моторола. Даже из Борисова могли выходить на связь. Потом начали внедряться компьютерные технологии…
После выхода на пенсию Николаю Земницкому предложили место в Крупском райисполкоме. Без малого 15 лет он еще проработал. Последняя должность, которую занимал, – начальник отдела по организации режимно-секретной деятельности, безопасности информации и мобилизационной работе.
– Ой, и трудно же мне пришлось в период адаптации. Я ведь привык, прихожу на работу в РОВД, – говорит Николай Николаевич. – Утром мне докладывают: «Товарищ подполковник, за истекшие сутки…» А тут сижу один в кабинете – тишина. Один день, другой… У меня такое тревожное чувство: что-то должно произойти. Не может быть иначе. И это довольно долго длилось.
Пришло время заслуженного отдыха. Как говорит Николай Николаевич, он с головой ушел в семью:
– Жена Наталья – всегда рядом со мной. Она у меня, как дежурная часть, работала. У учителя – отпуск большой. Она звонки принимала. Позвонят: «Где Николай Николаевич?» – «На работе. Что вы хотели? Всё поняла. Приедет – передам». Вечером докладывает обстановку. А что ей оставалось делать? Она думала, что выходит замуж за секретаря райкома комсомола. А как оказалось… Женам милиционеров нужно отдать должное. Как у нас говорят, вышла замуж за милиционера – гордись, не вышла – радуйся (улыбается).
Сын Александр пошел по стопам отца. Закончил Академию МВД, начинал следователем в Мядельском РОВД. Теперь – начальник управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь. Дочка Анна переняла гены мамы – получила педагогическое образование.
– У нас четверо внуков, – делится Николай Николаевич. – Денис в 10 классе учится, черный пояс по таэквондо имеет, результативно выступает на соревнованиях. Настенька – 8 класс заканчивает. Николай – первокурсник колледжа микроэлектроники, Диме – шесть лет, готовится к школе. В общем, всё у меня есть. А молодежи пожелаю любить свою Родину и ею гордиться. Чтить и не преступать закон, не оставаться равнодушными, уважать старших, не обижать слабых.
С юбилейной датой Николая Земницкого поздравил председатель Крупского райисполкома Анатолий Козел. В адрес юбиляра звучали слова благодарности за многолетнюю службу, ответственный подход к делу. «Вы являетесь примером преданности своей стране и народу, верности к службе. Пусть воспоминания о былых временах греют Вашу душу и создают прекрасное настроение. Пусть с теплом вспоминаются сотрудники, совместные дежурства и дела. Пусть Ваши дни проходят спокойно и мирно в кругу родных людей. Крепкого Вам здоровья, бодрости духа и жизненных сил», – пожелал глава района ветерану службы