Мне – правнучке Екатерины Михайловны Здоровцовой, которая живет в Крупках, -- повезло в том, что моя прабабушка жива, и сегодня рассказывает мне о начале войны и о тех испытаниях, которые ей довелось перенести. Родилась она 28 августа 1925 года в деревне Малые Городячицы Любанского района. Страшную весть о нападении фашистской Германии односельчанам сообщил незнакомый человек из соседней деревни. Девушке не было тогда и 16-ти лет.
Многое пришлось пережить ее семье уже в начале войны. В ноябре 1942 года при взрыве железнодорожного моста через реку Птичь погиб отец. Боевое задание – не дать возможности пройти немецкой технике – нужно было выполнить ко дню Октябрьской революции...
А еще прабабушка рассказывала о том, как в ближайшем от их деревни лесу скрывался разбитый офицерский состав. Бойцы приходили в Малые Городячицы, чтобы переночевать в одном из колхозных сараев. Сельчане приносили им туда продукты. Однажды офицеры сообщили жителям, что немцы готовят наступление, настоятельно требуя, чтобы все уходили в лес, на другую сторону реки Ареса. И только-только они отошли, как увидели, что всю деревню охватило пламя. В отчаянии все плакали, так как была зима, а вернуться некуда.
Прабабушка вспоминала, что в лесу соорудили шалаш и обогревались у костра. Отмечала, что повезло им лишь в одном: февраль оказался не снежным, да и больших морозов не было. Очень трудно приходилось с питанием. Мужчины ходили за едой в дальние деревни. Жить в лесу стало легче только с приходом лета – можно было собрать ягод и грибов. Позже начали строить землянки.
…Немецкие войска начали новые наступательные действия. И снова нужно было все оставлять и идти дальше. Девушка, как и многие другие молодые люди, не могла смириться с тем, что фашисты топчут их родную землю. И тогда она вступает в партизанский отряд имени Давыдова 121-й бригады Брагина, который формировался из местного населения. Вот что она рассказывала:
– Мы расположились на острове Хвоевая гряда. В отряде я ухаживала за ранеными, ходила на задания, добывала важные сведения для партизан. Хирург научил меня делать уколы, перевязывать раны. Конечно же, давалось это нелегко, но я старалась. Донесения разведки о немцах в наш отряд передавал начальник особого отдела Бельский. Условия были сложными: не было медикаментов, продуктов, не было даже где спать. Ложились на голую землю, а зимой на снег. В шалаше партизанской санчасти было пять человек: четыре болели тифом, а один был ранен в ногу. У них была высокая температура, и они постоянно просили пить. Приходились отстаивать болотную воду, чтобы поить бойцов. Сердце сжималось от боли, горечи и бессилия что-нибудь изменить. Старалась поддержать их ласковым словом, как-то успокоить.
Со слезами на глазах эпизод за эпизодом она вспоминает о партизанской жизни:
– Наш отряд находился на том же острове Хвоевая гряда. Однажды ночью начался сильный обстрел. Пулеметные очереди буквально скашивали все вокруг. Все партизаны рассыпались по острову, прячась за деревьями. А я не могла бросить раненых. Осталась в шалаше, взяв у одного из них гранату, которую все время держала за кольцо. У каждого партизана всегда в запасе была граната, чтобы он мог избежать плена. Если бы немцы пошли в атаку, я бы взорвала себя и больных, но не сдалась бы. Но нам повезло, что немцы не пошли в наступление, и вскоре обстрел прекратился.
Моя прабабушка – Екатерина Михайловна – награждена медалью «За отвагу». Еще в партизанском отряде она познакомилась со своим будущим мужем – Михаилом Трофимовичем Здоровцовым, который прошел финскую войну, воевал в Латвии, Литве, Эстонии, в партизанских рядах в Слуцком и Любанском районах. После войны он был направлен на работу в Крупки, и Екатерина Михайловна поехала с ним. С тех пор моя прабабушка живет в этом городе. Много лет проработала в райсобесе, откуда и пошла на заслуженный отдых.
Не могу не вспомнить еще об одном эпизоде, о котором рассказывала прабабушка. Как-то ее направили на курсы повышения квалификации в г. Минск. Будучи там, она и ее коллеги посетили музей Великой Отечественной войны. На одном из стендов прабабушка вдруг увидела снимок, от которого не смогла отвести глаз. Это была фотография их партизанского отряда! И вот что она рассказывала мне:
-- На фото я узнала Тамару Гугало, Петра Николаевича, Нину, Аню. Помню, что в августе 1943 года фотографировал оперуполномоченный Лев Викентьевич Луневич. Жаль, что не помню всех фамилий, но я никогда не забуду то, что нам довелось пережить всем вместе.
Сегодня прабабушка счастлива, что ее дети, внуки и правнуки живут в прекрасной мирной стране. Счастлива, что и она, приближая долгожданную Победу, внесла свой вклад.
Дарья ГИРО, г. Минск.