Впервые документально упоминают об Успении Пресвятой Девы святые Отцы Церкви Андрей Критский и Модест Иерусалимский (оба жили в VII в.), а также святой Иоанн Дамаскин (VIII в.) в своем Похвальном Слове на Успение Богоматери. Он пишет, как императрица Пульхерия (V в.), построив Влахернский храм Богоматери в Константинополе, попросила у Иерусалимского патриарха св. Иувеналия мощи Пресвятой Девы Марии. Св. Иувеналий ответил ей, что тело Божией Матери взято на небо. И рассказал о том, как апостолы были перенесены по небу чудесным образом на погребение Богородицы, а Апостол Фома прибыл лишь на третий день после погребения. Для него специально была открыта Гробница, она оказалась пуста, осталась лишь погребальная одежда Богоматери, от которой исходило благоухание: сама Богоматерь телесно была вознесена на небо.
Иерей Сергий Круглов, священник, поэт пишет: «Славянское слово «успение» – от слова «сон», мирная кончина земной жизни. Но мне видится, что слово «успение» имеет и общий корень со словом «успех». Успех – вот могущественное божество, которому поклоняется современный мир, поклоняются на деле многие, на словах называющие себя верующими и церковными людьми: успешная карьера, богатство, власть. Но в христианском смысле возможен совсем иной успех: успех полноценно прожитой жизни, наполненной небесным светом, смыслом и любовью, как соты – душистым медом… Именно с таким успехом и пришла к своему успению Пречистая Дева Мария. Нецерковному разуму не понятно: как можно праздновать день смерти? Однако для тех, кто верует, что человек живет вечно, и смерть – лишь еще одни роды (недаром на иконе Успения душа Богородицы изображается как новорожденный в пеленах младенец на руках у Христа), трудный, но переход в дальнейший этап жизни. Для христиан естественная человеческая печаль здесь смешана с надеждой и радостью: Пресвятая Богородица, переступив предел земной жизни, не оставила нас, отныне и навсегда Она – наша помощница и заступница».
Святой Дионисий Ареопагит, сподобившийся видеть в Иерусалиме Пресвятую Деву через три года после своего обращения в христианство, так описывает свои чувства: «Когда я предстал перед богообразной, светлейшей Девой, меня озарил извне и внутри столь великий и неизмеримый божественный свет и вокруг меня разлилось такое дивное благоухание различных ароматов, что ни мое тело, ни дух не были в силах вынести столь великие и обильные знамения и проявления вечного блаженства и славы».
Сегодня мы можем обращаться к Божией Матери со своими просьбами, как к живой. На протяжении многих веков сохранилось очень много свидетельств Ее благодатной помощи людям.
Сусанна СМИРНОВА.