– Оксана Валерьевна, в центре существует телефон доверия – 5-40-04. С какими вопросами крупчане обращаются за помощью?
– Вопросы самого разного характера. И в основе каждого из них – проблема, в которой мы внимательно начинаем разбираться. Особого подхода требуют тревожные звоночки, когда люди проявляют суицидальное поведение. Конечно, наши абоненты напрямую не заявляют о своих намерениях уйти из жизни, но специалист способен распознать сложную, потенциально опасную ситуацию и работать с ней.
– Предположим, позвонил человек и вы поняли, что у него есть суицидальные мысли. Какова тактика ваших действий?
– Все зависит от того, в каком состоянии находится человек. Первым делом во время разговора выясняем, что у него на уме. У людей может быть такое состояние, что не хочется жить, но это вовсе не означает, что хочется не жить. Поэтому самое главное в этой ситуации, чтобы человек не оставался наедине с собой и своей проблемой. Зачастую несколько нужных слов, сказанных в нужный момент, способны изменить его состояние. И если человек решился позвонить по телефону доверия, значит, он хочет и ожидает услышать эти слова, а мы стараемся понять, какие именно.
– Человек обратился к специалисту за помощью. Можно быть уверенным, что разговор будет конфиденциальным?
– Разумеется! Это неоспоримое правило профессиональной этики. К тому же, если человек не хочет называть своего имени, мы не будем его выяснять. Конечно, можем уточнить формальную информацию – возраст, наличие детей, работы, к примеру. Это для того, чтобы проще было разобраться в ситуации. Поэтому можно смело набирать номер телефона доверия и не бояться, что мы будем выспрашивать что-то личное или конфиденциальное.
– Как понять, что человек демонстрирует суицидальное намерение? На что следует обратить внимание?
– Существует расхожее мнение. Дескать, тот, кто говорит о суициде, никогда его не совершит. Это не всегда так. Что должно насторожить в поведении человека? Прямые или косвенные высказывания о нежелании жить. Приведение своих дел в порядок, раздача ценных вещей, составление завещания, раздача долгов, накапливание медикаментов. Сниженное настроение, подавленность, безнадежность, постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти. Самое лучшее, что можно сделать, если что-то заподозрили, – это поговорить с человеком. Когда вы спокойно обсуждаете ситуацию, люди скорее попросят о помощи. Да, говорить на такие темы сложно, но это необходимо для того, чтобы человек пошел на контакт.
– А как быть с подростками: они далеко не всегда готовы откровенно рассказать родителям о своих проблемах?
– В этой ситуации ключевой момент – взаимоотношение ребенка и родителей. Подростковый возраст сложный сам по себе. Поэтому сложные психологические случаи не редкость. Чем лучше у родителей контакт с ребенком, тем больше он может вам рассказать, тем быстрее удастся распознать его мысли и помочь.
Жизнь как зебра: полоса – черная, полоса – белая. Никто не застрахован от непредвиденной ситуации. Важно знать и понимать: человек не одинок в этом огромном мире. Помощь есть, вместе можно найти выход из любой проблемы.
Куда можно обратиться за помощью?
Телефон доверия экстренной круглосуточной психологической службы: 8-017-202-04-01; 8-017-899-04-01. Медико-психологическая помощь: 5-72-75; 5-77-73.
Телефон доверия Крупского территориального центра социального обслуживания населения – 5-40-04. Вы всегда можете обратиться за поддержкой в центр, где вас выслушают и постараются помочь.