Сергей Здраевский из Прошики тогда служил в Крупском РОВД милиционером-конвоиром конвойной группы. Добровольно согласился стать ликвидатором последствий чернобыльской беды…
Попал в Хойникский район. Местные земли значились в числе наиболее пострадавших. С первых дней аварии отсюда было эвакуировано 3 тысячи 215 человек. В общей сложности в первые годы после трагедии вынужденно покинули свои дома более 20 тысяч жителей района.
Ветеран службы вспоминает:
– В зараженной зоне я служил с конца 1986 по начало 1987 года. Гену Лаврентьева, своего коллегу из РОВД, сменил. Месяц… Казалось бы, небольшой временной отрезок. А впечатления и воспоминания по сей день не стираются из памяти. Задача – охрана имущества людей из выселенных населенных пунктов. Ситуация впечатляла: никакой опасности нигде не видно. Никто ни в кого не стреляет, ничто не горит – люди вынуждены были покинуть обжитые места и уйти в неизвестность…
Страха, что попал в радиационную зону, не испытывал. Служба – есть служба. Да, трагедия… Мы сильные – выстоим…
На улице – зима, со снегом и морозами. Ликвидаторов со всей республики поселили в здание школы. Здесь нам готовили еду. На спецтранспорте развозили по близлежащим деревням. В наряд заступали по двое человек. Приезжаем в деревню, проводим визуальный осмотр. Мародеров-то хватало. Такова человеческая сущность: кому-то – горе, кому-то – жажда наживы… Злоумышленников задерживали, передавали местной милиции для разбирательства.
Знаете, что больше всего напрягало? Видеть, по сути, деревни-призраки. Немалые по численности населения, домов 300-400, развитая инфраструктура – и такая ужасающая пустота… Оставались, правда, старожилы, упорно не желающие покидать малую родину. В одном доме бабуля жила. Видели бы вы, как она радовалась нашим приходам! В дом позовет – поговорим за жизнь. Мы ее спрашиваем: «Бабушка, почему не уезжаете в чистую зону?» А она в ответ: «Да что вы, хлопцы… Это ж родной уголок, тут могилы родителей… И мне тут свой век коротать. Ой, детки, это ж страшнее войны. Черное крыло разделило жизнь людей на «до» и «после». Каждый день слышу слово-то какое мудреное – радионуклиды…»
Много времени прошло. Люди вернулись в свои населенные пункты, живут обычной жизнью. Здесь помнят о прошлом, но живут будущим. Сеют хлеб и растят детей…
После командировки Сергей Здраевский продолжил службу в органах внутренних дел. По выслуге уволился в запас. И сменил профессию – устроился социальным работником. Говорит, что людям помогать всегда приятно.