krupki.by

ru RU be BE en EN

Тамаре Саченко пришлось дважды прощаться с малой родиной



Тамаре Саченко пришлось дважды прощаться с малой родиной

Автор / Общество / Аўторак, 12 Красавік 2022 10:16 / Просмотров: 1260

Первый раз – в годы войны. Свой рассказ женщина, которая сейчас проживает в г.п. Холопеничи, начинает так:

– Я родилась в 1940 году в селе Великий Бор Хойникского района Гомельской области. И естественно, события военного времени помню мало. Когда наша семья была вывезена на принудительные работы в Германию, мне было всего два с половиной года. Но родители часто с подробностями вспоминали происходившее. А потому знаю, как это было. И да – я это пережила.

Отец Тамары Александровны был железнодорожником, а потому в самом начале Великой Отечественной войны не подлежал мобилизации. Народным комиссариатом путей сообщения было принято решение, чтобы все сотрудники включились в решение первоочередных вопросов организации работы в военных условиях. Приказом от 23 июня предусматривалось первоочередное продвижение воинских эшелонов и транспортов, максимальное использование пропускной способности линий, обеспечение четкой работы станций.

Тамара САЧЕНКО: «Когда наша семья была вывезена на принудительные работы в Германию, мне было всего два с половиной года. Но родители часто с подробностями вспоминали происходившее. А потому знаю, как это было. И да – я это пережила».
Тамара САЧЕНКО: «Когда наша семья была вывезена на принудительные работы в Германию, мне было всего два с половиной года. Но родители часто с подробностями вспоминали происходившее. А потому знаю, как это было. И да – я это пережила».

– А когда стало понятно, что враг уже близко и мужчин-железнодорожников все-таки призвали на фронт, то добраться до части не получилось, – продолжает Тамара Александровна. – Состав, в котором ехал отец вместе с другими солдатами, попал под бомбежку возле станции Калинковичи. В итоге все разбежались по лесам и болотам, и наш отец вернулся домой. Семья у нас к тому времени была немаленькая. С нами жила бабушка (мать отца), было трое детей – мал мала, и еще четвертым мама была беременна.

Маленькая Тамара на тот момент была средней среди детворы. Ее брат был на 2,5 года старше, а сестра младше на год. И еще мальчишка был на подходе. Так что можно представить, насколько тревожно и нелегко в то время было их родителям.

– Мать моя практически всегда была дома, – рассказывает наша собеседница. – А отец ходил в лес, где ставил силки на зайцев и выращивал просо на пропитание. И дважды за это едва не лишился жизни. Однажды его в болоте случайным образом чуть не подстрелили немцы или полицаи. А во второй раз преследователи даже проследили путь домой. Но когда нашли отца в кладовой, то отправили на вырубку деревьев вдоль железнодорожных путей. Рассказывал, что сразу кричали на него «партизан», а затем был приказ стать в шеренгу с другими мужчинами. Отправили работать. Отец считал, что ему тогда крупно повезло вернуться. Мы еще не знали, что самое сложное испытание нашу семью и односельчан ожидало впереди.

Каратели вошли в село 3 июня 1943 года. В день православного праздника Вознесения Господнего. Было раннее утро. Коров только выгоняли на пастбища. Немцы сказали всем собраться на центральной площади. И люди стали догадываться, что добром это вряд ли закончится.

– Населению приказали грузить лучшие свои вещи на подводы и обозом выдвигаться в сторону станции Василевичи. Это был большой железнодорожный узел в 30 километрах от нашего села. А тем, у кого нет подвод и кто самостоятельно идти не мог по причине проблем со здоровьем, из-за возраста, было указание вернуться с вещами в центр. Этим людям обещали доставку автотранспортом.

Бабушка Тамары также хотела воспользоваться этой «возможностью», но отец (ее сын) усадил мать на подводу и они семьей направились в обоз. Только стали выезжать за околицу, как услышали крики и увидели дым. Всех, кто вернулся, закрыли и сожгли заживо. Выжившие старались не оборачиваться…

Приведем цифры. Накануне войны в селе Великий Бор Хойникского района насчитывалось 420 дворов и проживало 1 800 жителей. В июне 1943 оккупанты сожгли 265 жителей (похоронены в могиле жертв фашизма около школы) и 262 двора. 118 жителей погибли на фронте.

– Говорят, что было очень страшно, – отмечает Тамара Александровна. – Когда ехали в обозе, то одна женщина призналась, что тоже шла с вещами к «автотранспорту». Но один из немцев развернул ее. Жестами пояснил, что не больная – дойдешь до поезда сама. Так что он ее, можно сказать, тогда спас. А дальше нас погрузили в поезд и повезли в Германию. Как долго ехали, не помню. Позже всех стали распределять на работу к панам. Мы тоже попали в какую-­то семью.

Тамара Александровна знает одно: родители в Германии на панов работали с утра и до позднего вечера. А за детьми присматривала ее родная бабушка. Она была как бы няней.

– Почему-то один из эпизодов того времени у меня все-таки врезался в память. Мы с детворой сидели в своей комнате под лавкой и со страхом ожидали, что должен кто-то войти. Полы там были деревянные, желтые, чистые. Такой же желтый деревянный стол. И вот вошел немец с вилами в руках и что-то бросил на стол… У нас же были только одни мысли, как бы он нас этими вилами не заколол. Но не тронул, вышел.

У панов семья жила в сезон сельхозработ. А на зиму их отправили в аэропорт, где также работы было много. Отца семья почти не видела, приходил только на ночь. А мать там работала на кухне, чистила картошку.

– И еще я запомнила завывание сирен, когда начиналась бомбежка аэропорта. Помню, как отовсюду неслось немецкое «Алярм!» Я тогда не знала, что обозначает это слово. Уже в школе на уроках немецкого языка пояснили, что это предупреждение о боевой тревоге. А когда где-то год назад я смотрела фильм о том, как бомбили Чехословакию, и услышала ту самую сирену и это самое «алярм», сердце прямо замерло от тревоги и слезы сами сабою накатились на глаза. Все-таки как нам тогда было страшно… Это чувство не стерлось даже спустя десятилетия.

Там, в Германии умерла младшая сестричка Тамары. И самый младший братик, который родился в войну, не пережил дорогу возвращения на Гомельщину после освобождения. Заболел, и его тоже не стало. Из четырех детей в семье осталось только двое – героиня нашего рассказа и ее старший брат. Что они чувствовали в то время?.. Как переживали трагические моменты?.. Никакими словами этого не передать.

– Благо, что я была еще маленькая, – говорит Тамара Александровна. – Многого не понимала. А вот дорогу домой, реку Эльбу, а потом голодные послевоенные годы – это те моменты, которые я уже помню хоть и отрывочными моментами, но достаточно ярко. Вернулись мы в село – а его нет! Люди селились в землянках. Отец пошел снова работать на железную дорогу, и нам выделили барак. Отстроились мы в Великом Бору только в 1950-м. Там родители и жили до 1986-го. Пока не случился Чернобыль…

Но это уже другая история – трагическая и больная, как никогда не заживающая рана. Село Великий Бор подлежало эвакуации. 7 мая 1986 года его жители снова снимались с нажитых подворий и уезжали в «неизвестность». И снова было страшно и обидно до слез.

– Я была к тому моменту уже взрослым, состоявшимся человеком. У самой были дети. Трое. Я в полной мере тогда прочувствовала, как же сложно переживать – не столько за свою жизнь, тревожиться за жизни и здоворье тех, кого любишь всей душой. Пускай эти чувства, пережитые нашими родителями и нами, впредь никогда не возвращаются и не обостряются. Пускай завтра всегда будет только добрым!

Автор

Ольга Баравуля

Ольга Баравуля

Актуально

26 ноября в Крупском ЦК пройдет ярмарка вакансий для граждан «серебряного» возраста и инвалидов

26 ноября с 10-00 до 13-00 часов в Крупском районном Центре культуры состоится ярмарка вакансий для граждан «серебряного» возраста и инвалидов. В ходе проведения мероприятия можно будет ознакомиться с вакансиями, предлагаемыми нанимателями, пройти собеседование, получить консультацию по вопросам трудоустройства, условиями труда, будут организованы мастер-классы по самостоятельному поиску работы (обучение навыкам работы с порталом государственной службы занятости), составлению резюме.

27 ноября можно получить консультацию врача общей практики на базе УЗ «Крупская ЦРБ»

Крупская ЦРБ информирует о возможности получить консультацию врача общей практики на базе УЗ «Крупская ЦРБ» 27 ноября.
Запись на консультативный прием предварительный, через лечащего врача.

23 ноября "прямую линию" проведет председатель районного Совета депутатов

В субботу, 23 ноября, с 9.00 до 12.00 прямую телефонную линию проведет председатель Крупского районного Совета депутатов ДОМАРЁНОК Елена Александровна. Телефон 2-77-47.

27 ноября в Крупской ЦРБ пройдет консультация врача-гинеколога

Крупская ЦРБ информирует о возможности получить консультацию врача-гинеколога на базе УЗ «Крупская ЦРБ» 27 ноября. Запись на консультативный прием предварительный, через лечащего врача.

27 ноября в Крупской ЦРБ пройдет консультация хирурга-стоматолога

Крупская ЦРБ информирует о возможности получить консультацию врача хирурга-стоматолога на базе УЗ «Крупская ЦРБ» 27 ноября. Запись на консультативный прием предварительный, через лечащего врача.

22 октября ИМНС проводит день информирования по вопросом применения налога на профдоход

22 октября инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Борисовскому району для физических лиц проводится тематический день информирования по разъяснению вопросов применения налога на профессиональный доход при осуществлении видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности, определенной приложением 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2024 № 457 «О видах индивидуальной предпринимательской деятельности». Обращаться в отдел информационно-разъяснительной работы инспекции по тел. (0177) 73-93-27.

Please publish modules in offcanvas position.