Что это такое и как помочь ребенку, выяснили у педагога-психолога детского сада № 1 г. Крупки Ларисы ПОЛОННИК.
– Лариса Александровна, известно, что аутизм – это врожденное заболевание. Что способствует его возникновению?
– Причины аутизма еще до конца не выяснены, до сих пор ученые расходятся во мнениях. Но есть определенные факторы, которые способствуют развитию аутизма у ребенка. В большинстве случаев это наследственность. Большую роль играют осложнения во время беременности – гестоз, многоводие, частые простуды и болезни. Не исключается и влияние окружающей среды.
– Понятно, что диагноз аутизма могут поставить только медики. Скажите, какие признаки поведения ребенка должны насторожить родителей?
– Диагноз выставляется врачом ребенку 3-х лет и старше. Но уже в раннем возрасте можно заметить, что ребенок отличается от своих сверстников. И в последнее время участились случаи, когда родители обращают на это внимание. К основным признакам относится затрудненное гуление – ребенок не реагирует на речь мамы, папы, близких родственников. Ребенок не смотрит в глаза, не интересуется игрушками. То есть, отстранен и находится в своем мире. Дети с аутизмом избегают социальных контактов, не общаются с другими детьми. У них свое видение игры. Для успокоения себя они находят занятие, которое повторяется изо дня в день. Кто-то выкладывает книги, кто-то шуршит страницами. В большинстве случаев у деток задержка речевого развития. Это тоже должно насторожить родителей.
– Дети с аутизмом посещают детский сад?
– Да. Вообще, выделяется четыре группы аутизма. Первая и вторая – самые тяжелые. Прогноз развития таких детей не самый благоприятный. При активной коррекции дети третьей и четвертой групп могут обучаться на дому или в классе. В детском саду для таких детей создается группа интегрированного обучения и воспитания, они занимаются по отдельной программе с учителем-дефектологом определенное количество часов. Занимается с ними психолог, если есть такие рекомендации. С легкими нарушениями после детского сада дети идут в школу, желательно с педагогом индивидуального сопровождения. В таких случаях необходима совместная работа педагога, родителей и ребенка. Это большой труд. Основная проблема – когда родители не хотят принять, что у них особенный ребенок, воспринимают эту информацию в штыки. Тогда и результата не будет. В детском саду, школе педагоги учат детей социализироваться. Навыки самообслуживания ложатся на плечи родителей. Практика показывает, если есть совместная работа в воспитании и обучении родителей и педагогов, то дети с аутизмом социализируются быстрее. У специалистов уже наработана практика и к ним нужно обращаться за помощью.
Беседовала
Инна ГАРА.