Комментирует старший государственный автомобильный инспектор ОГАИ Крупского РОВД Владислав БРАТУЛИН:
– Одно из нововведений в ПДД – не спешиваться на переходах. По «зебрам» можно проехать, но обязательно надо притормозить до заезда на переход, а затем двигаться со скоростью пешехода – чтобы водитель имел возможность заблаговременно увидеть велосипедиста.
Введено также понятие «велосипедный переезд». В правилах четко прописано: есть велопереезды. Их обозначают пунктиром, а иногда еще зеленой краской и белым трафаретом велосипеда. Пешего человека там в принципе не должно быть. Эта дорожка – для велосипедистов и тех пешеходов, которые едут на средствах персональной мобильности.
Появился и новый знак, предупреждающий водителей (5.16.3, 5.16.4.), – «Велосипедный переезд». Введен знак «Дорога с велосипедной дорожкой» – дорога, по которой велосипеды едут навстречу общему потоку транспортных средств.
Еще один момент новых ПДД. Теперь зеркало заднего вида на велосипед ставить не обязательно. Остались требования о катафотах – сзади красный, сбоку оранжевый, спереди белый, фонарях в темное время суток – спереди обычный, сзади красный.
Также обязательны исправные звонок, тормоза и рулевое управление.
К обязательному набору, если велосипедист за городом, прибавили одежду со световозвращающими элементами. Формально это не обязательно яркая жилетка с полосами-фликерами, но лучше надевать нечто подобное, чтобы не сливаться с пейзажем, как это бывает весной или осенью.
Отдельная норма безопасности касается перевозки детей на велосипедах: это можно делать только в велокресле с фиксацией ног и только в велошлеме. Ребенок должен быть не старше семи лет.
В Беларуси для велосипедов езда по автодороге разрешена далеко не всегда. Если ехать можно, то не далее одного метра от правого края – если только не нужно объехать препятствие, повернуть или развернуться. Такое позволяется, когда нет велодорожки или тротуара. В городе это почти исключено. Могут быть и велополосы, но у нас это пока редкое явление. Новые ПДД позволяют выезжать на дорогу, если это «зона с ограничением максимальной скорости движения». Ее начало обозначают знаком 3.33, а конец 3.34.
В ПДД дано новое определение велосипеда. Во-первых, добавлен вариант «веломобиль». Таковых средств передвижения пока немного в Беларуси, но они есть. Во-вторых, наконец-то учтены электровелосипеды. И если у него номинальная максимальная мощность в режиме длительной нагрузки – более 0,25 кВт, а максимальная скорость – свыше 25 км/ч, он будет официально считаться мопедом. Это значит, что ездить на таком транспорте по тротуарам и велодорожкам нельзя. Нужно иметь водительские права, надевать шлем и двигаться по дороге.
Все виды средств персональной мобильности тоже ограничены скоростью 25 км/ч. Поэтому теперь электрический «харлей» на тротуаре – это уже нарушение, а относительно тихоходный электросамокат или электровелосипед – нет.
Также теперь детям до 14 лет однозначно запрещено ездить на электросамокатах, моноколесах и прочей подобной технике. Делать это можно только во дворе. И еще нюанс: нельзя будет кататься вдвоем на СПМ, если техника рассчитана на одного человека. Хотелось бы обратить внимание, что пользователи СПМ во многом приравнены к пешеходам. Это не транспорт, а определенные приспособления, предназначенные для более мобильного передвижения.
В завершение хотелось бы высказать свое мнение – как пешеход. На дороге, в первую очередь, должно быть взаимоуважение. Важно понимать: велодорожка – для велосипедистов, на тротуаре – главенствуют пешеходы. ПДД разрешено здесь двигаться «двухколесникам» и средствам персональной мобильности – двигайтесь по правилам! Чтобы не было, как в детском стихотворении, «я качусь – мне нет преград…»