krupki.by

ru RU be BE en EN

Нет ни одной причины, по которой человека можно было бы травить



Нет ни одной причины, по которой человека можно было бы травить

Автор / Общество / Серада, 02 Сакавік 2022 14:10 / Просмотров: 800

Продолжаем рассказывать о злободневной теме буллинга. В прошлом номере остановились на том, что излечить эту болезнь  могут помочь только взрослые. Какие меры эффективные, а какие не приносят результатов, рассказывает педагог-психолог Крупской районной гимназии Елена ЗАРЕМБА.

– Прежде чем принимать меры, сначала необходимо убедиться, что в отношении ребенка действительно происходит травля, – рассказывает Елена Владимировна. – Не существует определенного психологического портрета жертвы буллинга. Тем не менее, подвергшиеся травле ученики проявляют эмоциональные и поведенческие особенности. Это напряженность и страх, обидчивость, неустойчивое настроение, отстраненность, нежелание идти в школу и другие. Только сочетание нескольких признаков позволяет диагностировать ситуацию травли в отношении ребенка. Есть опросники, по результатам которых можно увидеть, подвергались дети травле со стороны одноклассников или нет. Но не всегда ребенок может ответить правду. Поэтому самый верный способ выявить буллинг – это наблюдение. Как-то пришла ко мне девочка и говорит: «Чтобы я ни сказала, как бы ни ответила на уроке, надо мной смеются одноклассники». Конечно, этого не может не заметить педагог. Чтобы понять масштабы проблемы, взрослому достаточно представить себя в такой ситуации. Вы пришли на работу, а с вами никто не разговаривает, никто не хочет сидеть рядом, не реагирует на ваши просьбы. И если взрослый может хоть как-то справиться с такой ситуацией, то ребенку это крайне тяжело сделать. Ни в коем случае проблема не должна замалчиваться. Необходимо донести до детей, что всегда найдутся люди, которые смогут помочь в ситуации травли. И если ребенок рассказывает о проблеме, то это не ябедничество, это его желание остановить травлю. Всегда говорю ребятам: «Нет ни одной причины, по которой человека можно было бы травить».

– Что предпринять взрослым, если есть факт буллинга? – спрашиваю у Елены Владимировны. На вопрос психолог дает советы:

–  Если действительно случился буллинг, взрослым необходимо:

– Обозначить травлю как болезнь классного коллектива, которую надо срочно «вылечить».

– Открыто заявить о непримиримой позиции в отношении любых проявлений буллинга. Дети должны понимать, что решимость взрослых остается неизменной.

– Демонстрировать учащимся готовность помочь любому в ситуациях нападок.

– Сформулировать вместе с детьми единые для всех правила жизни в группе: «что можно» и «что нельзя».  Например, «У нас не оскорбляют друг друга». Ознакомить с правилами всех обучающихся, лучше под подпись. Требовать неукоснительного соблюдения правил всеми и всегда.

– Постоянно мониторить ситуацию в классе. Спрашивать у учащихся, что удается, что трудно. Важно, чтобы класс считал победу над буллингом своим общим делом.

И, конечно, важна индивидуальная работа с жертвой и агрессором, содержание которой зависит от личностных особенностей ребят и мотивов поведения. Стыдить детей, взывать к морали – не дает эффективного результата. Неэффективными считаются и призывы к ребенку-жертве не обращать внимание на выходки агрессора. Работая с подростками, нельзя исключать мероприятия с педагогами и родителями, ведь порой неправильные действия взрослых осложняют ситуацию. С классными руководителями провожу психологические семинары, на которых рассматриваем вопросы особенностей подросткового возраста, школьного буллинга, способов работы в ситуации травли. Родителям также важно уметь правильно реагировать. Необходимо каждому понять, что даже если травят не вашего ребенка, это не значит, что у вас нет повода для беспокойства. Как говорилось ранее, в этой ситуа­ции страдают все дети. Важно не обвинять кого-то в случившемся, а объединить усилия для того, чтобы прекратить буллинг. Взрослым необходимо учить детей справляться со страхом, вселять уверенность, учить не провоцировать агрессию, повышать их самооценку. Особенно важно не отталкивать ребенка, ссылаясь на занятость, а всегда находить время для того, чтобы выслушать и услышать. Большую роль играет и микроклимат в семье. Никогда счастливый ребенок не ударит, не толкнет, не накричит. Как родителям, так и педагогам при воспитании детей нужно заострять внимание на уважении, любви к ближнему, на соблюдении золотого правила нравственности «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Тема буллинга действительно актуальна. В конце января вышел интересный фильм «Я встретил тех, кто меня травил». Это история о том, как подросток, будучи новичком в школе, подвергался буллингу со стороны одноклассников. Герой фильма через много лет встретился со своими обидчиками, многие из которых сожалели о содеянном, но было уже поздно что-то исправить.

Инна ГАРА.

Автор

admin

admin

Актуально

В Крупской ЦРБ работает Центр дружественный подросткам «Радуга»

По всем вопросам сохранения репродуктивного здоровья, современной контрацепции, профилактике зависимостей, кожно-венерологических заболеваний, психологической помощи, формирования здорового образа жизни вы получите консультацию специалистов Центра! Помощь может быть оказана анонимно.

График работы: Понедельник-пятница: 8.00-17.00, обед 13.00-14.00. Центр расположен на 2-м этаже лечебного корпуса, кабинет 18. Консультация проводится по предварительной записи по тел. 5-51-11

Please publish modules in offcanvas position.