Ближе к вечеру в Viber раздался звонок. Девушка представилась сотрудницей Ассоциации белорусских банков. Обратилась ко мне по имени:
– Марина, вы подтверждаете, что со своего счета недавно перечислили тысячу четыреста рублей на расчетный счет Рубцова.
Судорожно начинаю осмысливать происходящее: только сегодня сняла с карточки всю наличку, и кто такой Рубцов?! Времени на размышления нет. А дальше диалог:
– Нет, никаких денег я никому не перечисляла.
– А банковские карточки вы не теряли? Может, кто-то с вашего счета перечислил деньги?
Включаю быстрое соображение: да, сегодня ходила по магазинам. Вдруг умудрилась? За мной не станется… Открываю кошелек – навскидку перебираю карточки, вроде все на месте. Девушка не дает времени долго думать:
– Давайте вместе убедимся, всё ли в порядке. Посмотрите карточку…
Я не дала договорить:
– Какой банк вы представляете?
Скажу, что вопрос задала без всякого умысла, просто карточек хватает: поди – разберись, какая именно сейчас нужна. А вот на том конце провода занервничали:
– Я же представилась: вам звонят из Ассоциации белорусских банков!..
И вот тут, наконец-таки, до меня стало доходить: это же чистой воды развод! Я просто положила трубку. Мне больше не перезванивали… Потом очень даже пожалела, что, раскусив воров из мобильника, не продолжила их игру. Интересно было бы на деле пройти все «туры хитроумного лабиринта». На что моя знакомая сказала:
– Радуйся, что всё закончилось хеппи-энд. У моей сестры вышло по-другому. Ей, как и тебе, позвонили. Представились службой безопасности «БПС-банка». Сказали, что с ее карточки пытались снять деньги, уточнили, подтверждает ли она перевод. Сестра, естественно, не подтвердила. Тогда ей предложили проверить информацию. Тут, как она потом сказала, ее мозг полностью отказал: она назвала паспортные данные. Дальше разговор плавно так подвели к тому, что на телефон придет код, его нужно будет сказать после звукового сигнала. Она это сделала, на что ответили: теперь всё в порядке. И разговор закончился. Только вот через два часа сестра не смогла зайти в свой интернет-банкинг. Позвонила в колл-центр, где сообщили, что это были мошенники, которые с ее карты рассрочки сняли немалую сумму белорусских рублей…
Я задумалась: о подобных историях читала и писала не один раз. Однако это всё равно не сразу помогло – как рыба, тут же клюнула на наживку. Почему так вышло? Я скажу так, ибо убедилась: действуют ребята очень профессионально! Умелых психологических навыков у них не отнять. Тебя заставляют думать и действовать быстро, создают стрессовую ситуацию. Не зря психологи советуют: мошенники считают вас слабым звеном. Разочаруйте их!
Говорят, на чужих ошибках учатся. Побывав в подобной ситуации, я бы дала такой совет: если кто-либо звонит или присылает вам сообщение, где представляется сотрудником банка и просит сообщить ваши данные, сразу же кладите трубку телефона! Есть сомнения? Позвоните в контакт-центр банка и расскажите об этой ситуации. А уж если вам кажется, что мошенники все-таки получили доступ к вашему счету, немедленно заблокируйте карточку и свяжитесь с банком. Одним словом, будьте бдительны!